Дело № 33а-1131/2017 Судья Конюхов В.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующегосудьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней
по апелляционной жалобе Кузнецовой Е.В. на решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 8 февраля 2017 года, которым постановлено:
«административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании задолженности по пеням удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой Е.В., <дата> рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области задолженность по начисленным пеням:
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере <...> рубля <...> копейки,
- по налогу на добавленную стоимость в размере <...> рублей <...> копеек,
-по налогу на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности в размере <...> рублей <...> копеек,
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <...> рублей <...> копейки,
а всего взыскать денежные средства в сумме <...> (<...>) рублей <...> копеек.
В остальной части иска о взыскании с Кузнецовой Е.В. задолженности по пеням в размере <...> рубля <...> копейки производство прекратить.
Взыскать с Кузнецовой Е.В., <дата> рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Новодеревеньковский район Орловской области» государственную пошлину в размере <...> рублей <...> копеек».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области (далее по тексту - МРИ ФНС России № 5 по Орловской области) обратилась в суд к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней.
В обоснование заявленных требований указывала, что ответчик с 24.12.2008 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 07.03.2013 прекратила свою предпринимательскую деятельность на основании собственного решения.
28.09.2012 была проведена выездная налоговая проверка ИП Кузнецовой Е.В. по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, налогу на доходы физических лиц, лимитно-кассовой дисциплине за период с 01.01.2009 по 31.08.2012, по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проверки было принято решение о привлечении Кузнецовой Е.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2013 № на сумму <...> рублей <...> копеек, в том числе основной долг <...> рублей, пени – <...> рублей <...> копеек, штрафы <...> рублей.
Задолженность по решению МРИ ФНС России № 5 по Орловской области от 29.03.2013 ответчиком не оплачена в полном объеме, она взыскана решением Новодеревеньковского районного суда от 28.08.2013, которое до настоящего времени не исполнено, что в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для начисления пени.
Ссылаясь на то, что Кузнецовой Е.В. не была погашена задолженность по пеням, в порядке приказного судопроизводства взыскать ее не представилось возможным, налоговая инспекция просила суд взыскать с ответчика задолженность по начисленным пеням:
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере <...> рубля <...> копейки,
- по налогу на добавленную стоимость в размере <...> рублей <...> копеек,
-по налогу на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности в размере <...> рублей <...> копеек,
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <...> рубля <...> копейки,
а всего взыскать денежные средства в сумме <...> рублей <...> копеек.
При подаче административного иска МРИ ФНС России № 5 по Орловской области ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В установленный десятидневный срок от административного ответчика Кузнецовой Е.В. возражений не поступило.
Судом постановлено обжалуемое решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В апелляционной жалобе Кузнецова Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, при рассмотрении дела суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Орловской области от 29.12.2016 она была признана банкротом с введением процедуры реализации имущества.
Ссылается на то, что оспариваемое решение принято после принятия должника несостоятельным, в связи с чем, в силу абз. 3 п.2 ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» оно подлежит отмене с оставлением административного иска без рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством по налогам и сборам.
На основании пункта 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третыш пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается, что Кузнецова Е.В. с 24.12.2008 была зарегистрирована в МРИ ФНС №5 по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером №. Свою предпринимательскую деятельность Кузнецова Е.В. осуществляла до 07.03.2013, что подтверждается записями в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей (л.д. 19-21).
Вступившим в законную силу решением Новодеревеньковского районного суда от 28.08.2015 по делу № с Кузнецовой Е.В. в пользу МРИ ФНС РФ №5 по Орловской области взыскана задолженность по налогам, пеням и штрафам на общую сумму <...> рублей <...> копеек.
В порядке исполнения указанного решения суда, на основании выданного Новодеревеньковским районным судом по делу № исполнительного документа №, службой судебных возбуждено исполнительное производство №.
Поскольку взысканные судом суммы налогов ответчиком полностью не оплачены, налоговый орган в соответствии со статьей 75 НК РФ начислил пени по указанным налогам и в порядке статей 69, 70 НК РФ направил ответчику требования, в которых установил сроки их исполнения.
В связи с неуплатой пеней налоговая инспекция обратилась в судебный участок Новодеревеньковского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении вышеуказанного должника.
В последующем определением мирового судьи от 15.07.2016 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим иском.
Разрешая требования истца, руководствуясь вышеприведенными нормами права, и установив обоснованность требования налогового органа в части взыскания доначисленных пеней в размере <...> рублей <...> копеек, суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика задолженность по пеням в указанном размере.
Однако судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводом суда первой инстанции.
Суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Орловской области от 29.12.2016 по делу № Кузнецова Е.В. признана несостоятельным (банкротом). В отношении нее введена процедура реализации имущества (л.д. 47-49, 78-91).
Пунктом 2 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Таким образом, поскольку налоговая задолженность образовалась у ИП Кузнецовой Е.В. до признания ее банкротом, следовательно, подлежащие взысканию с ответчика пени в силу статей 16, 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не относятся к текущим платежам и подлежат включению в реестр кредиторов, требование об их взыскании может быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а настоящее исковое заявление в отношении ответчика Кузнецовой Е.В., в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 8 февраля 2017 года отменить.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней оставить без рассмотрения.
Председательствующий судья
Судьи
Дело № 33а-1131/2017 Судья Конюхов В.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующегосудьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней
по апелляционной жалобе Кузнецовой Е.В. на решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 8 февраля 2017 года, которым постановлено:
«административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании задолженности по пеням удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой Е.В., <дата> рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области задолженность по начисленным пеням:
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере <...> рубля <...> копейки,
- по налогу на добавленную стоимость в размере <...> рублей <...> копеек,
-по налогу на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности в размере <...> рублей <...> копеек,
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <...> рублей <...> копейки,
а всего взыскать денежные средства в сумме <...> (<...>) рублей <...> копеек.
В остальной части иска о взыскании с Кузнецовой Е.В. задолженности по пеням в размере <...> рубля <...> копейки производство прекратить.
Взыскать с Кузнецовой Е.В., <дата> рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Новодеревеньковский район Орловской области» государственную пошлину в размере <...> рублей <...> копеек».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области (далее по тексту - МРИ ФНС России № 5 по Орловской области) обратилась в суд к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней.
В обоснование заявленных требований указывала, что ответчик с 24.12.2008 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 07.03.2013 прекратила свою предпринимательскую деятельность на основании собственного решения.
28.09.2012 была проведена выездная налоговая проверка ИП Кузнецовой Е.В. по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, налогу на доходы физических лиц, лимитно-кассовой дисциплине за период с 01.01.2009 по 31.08.2012, по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проверки было принято решение о привлечении Кузнецовой Е.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2013 № на сумму <...> рублей <...> копеек, в том числе основной долг <...> рублей, пени – <...> рублей <...> копеек, штрафы <...> рублей.
Задолженность по решению МРИ ФНС России № 5 по Орловской области от 29.03.2013 ответчиком не оплачена в полном объеме, она взыскана решением Новодеревеньковского районного суда от 28.08.2013, которое до настоящего времени не исполнено, что в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для начисления пени.
Ссылаясь на то, что Кузнецовой Е.В. не была погашена задолженность по пеням, в порядке приказного судопроизводства взыскать ее не представилось возможным, налоговая инспекция просила суд взыскать с ответчика задолженность по начисленным пеням:
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере <...> рубля <...> копейки,
- по налогу на добавленную стоимость в размере <...> рублей <...> копеек,
-по налогу на доходы физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности в размере <...> рублей <...> копеек,
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <...> рубля <...> копейки,
а всего взыскать денежные средства в сумме <...> рублей <...> копеек.
При подаче административного иска МРИ ФНС России № 5 по Орловской области ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В установленный десятидневный срок от административного ответчика Кузнецовой Е.В. возражений не поступило.
Судом постановлено обжалуемое решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В апелляционной жалобе Кузнецова Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, при рассмотрении дела суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Орловской области от 29.12.2016 она была признана банкротом с введением процедуры реализации имущества.
Ссылается на то, что оспариваемое решение принято после принятия должника несостоятельным, в связи с чем, в силу абз. 3 п.2 ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» оно подлежит отмене с оставлением административного иска без рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством по налогам и сборам.
На основании пункта 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третыш пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается, что Кузнецова Е.В. с 24.12.2008 была зарегистрирована в МРИ ФНС №5 по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером №. Свою предпринимательскую деятельность Кузнецова Е.В. осуществляла до 07.03.2013, что подтверждается записями в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей (л.д. 19-21).
Вступившим в законную силу решением Новодеревеньковского районного суда от 28.08.2015 по делу № с Кузнецовой Е.В. в пользу МРИ ФНС РФ №5 по Орловской области взыскана задолженность по налогам, пеням и штрафам на общую сумму <...> рублей <...> копеек.
В порядке исполнения указанного решения суда, на основании выданного Новодеревеньковским районным судом по делу № исполнительного документа №, службой судебных возбуждено исполнительное производство №.
Поскольку взысканные судом суммы налогов ответчиком полностью не оплачены, налоговый орган в соответствии со статьей 75 НК РФ начислил пени по указанным налогам и в порядке статей 69, 70 НК РФ направил ответчику требования, в которых установил сроки их исполнения.
В связи с неуплатой пеней налоговая инспекция обратилась в судебный участок Новодеревеньковского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении вышеуказанного должника.
В последующем определением мирового судьи от 15.07.2016 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим иском.
Разрешая требования истца, руководствуясь вышеприведенными нормами права, и установив обоснованность требования налогового органа в части взыскания доначисленных пеней в размере <...> рублей <...> копеек, суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика задолженность по пеням в указанном размере.
Однако судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводом суда первой инстанции.
Суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Орловской области от 29.12.2016 по делу № Кузнецова Е.В. признана несостоятельным (банкротом). В отношении нее введена процедура реализации имущества (л.д. 47-49, 78-91).
Пунктом 2 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Таким образом, поскольку налоговая задолженность образовалась у ИП Кузнецовой Е.В. до признания ее банкротом, следовательно, подлежащие взысканию с ответчика пени в силу статей 16, 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не относятся к текущим платежам и подлежат включению в реестр кредиторов, требование об их взыскании может быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а настоящее исковое заявление в отношении ответчика Кузнецовой Е.В., в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 8 февраля 2017 года отменить.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области к Кузнецовой Е.В. о взыскании пеней оставить без рассмотрения.
Председательствующий судья
Судьи