Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Смоленск
Промышленный районный суд г.Смоленска в составе:
председательствующего судьи Шиловой И.С.,
при секретаре Потапенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Л.В. к Военному комиссариату Смоленской области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Прокофьева Л.В. обратилась в суд к Военному комиссариату Смоленской области (далее по тексту – ВКСО) о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж Прокофьев Г.С., который проходил военную службу до 1995 года. Полагая, что имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии. Однако ответчиком было отказано в удовлетворении ее заявления со ссылкой на то обстоятельство, что не подтвержден факт ее нахождения на иждивении умершего мужа.
Просит суд признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца за умершего мужа и обязать ответчика назначить ее с апреля 2014 года.
В судебном заседании истец Прокофьева Л.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.
Ответчик ВКСО, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в предыдущем судебном заседании представитель Городничев Ю.М. исковые требования не признал по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, указав, что истцом не представлены документы, подтверждающие нахождение на иждивении умершего, в связи с чем, оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеется. Просит в иске отказать за необоснованностью заявленных требований.
В силу ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав в судебном заседании объяснения истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Прокофьевым Г.С. и Корнюхиной Л.В. заключен брак, после чего жене присвоена фамилия «Прокофьева» (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Прокофьев Г.С. умер (л.д.8)
Прокофьева Г.С. обратилась в ВКСО с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца.
В сообщении ВКСО от ДД.ММ.ГГГГ №№ указано, что по месту ее прежнего жительства направлен запрос о составлении акта о семейно-имущественном положении (л.д. 10)
Согласно сообщению ВКСО от ДД.ММ.ГГГГ №АЦ-50094 отделом военного комиссариата Ульяновской области (по Засвияжскому району г.Ульяновска) факт нахождения Прокофьевой Л.В. на иждивении Прокофьева Г.С. не установлен (л.д. 11).
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также письменными материалами дела.
При разрешении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.ст. 28, 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст.1 данного Закона состоявшие на их иждивении; не состоявшие на иждивении, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; если лицо, указанное в ст.1 Закона, умерло вследствие причин, указанных в п."а" ст.21 настоящего Закона (то есть инвалиды, вследствие военной травмы); если супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
При этом нетрудоспособными членами семьи согласно п."б" считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрена возможность назначения пенсии по случаю потери кормильца по достижении 50-летнего возраста (для женщин) при условии смерти лица, вследствие полученной военной травмы.
Как указывалось ранее, Прокофьева Л.В. ссылается на то, что установление факта нахождения на иждивении ей необходимо для получения пенсии в связи со смертью кормильца.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Прокофьева Л.В. совместно с сыном Прокофьевым В.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 25).
По донесению Военного комиссариата Засвияжского района г.Ульяновск от ДД.ММ.ГГГГ жена умершего пенсионера Прокофьева Г.С. – Прокофьева Л.В. право на единовременное пособие по ст. 109 не имеет, т.к. оформляется пенсия на сына Прокофьева В.Г. (л.д.26).
Согласно акту обследования семейно-имущественного положения семьи умершего пенсионера МО от ДД.ММ.ГГГГ право на пенсию по случаю потери кормильца за Прокофьева Г.С. имел сын Прокофьев В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., учащийся средней школы № г.Ульяновска. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ года, № пенсионного дела №. Жена Прокофьева Г.С. - Прокофьева Л.В. право не имела, т.к. на день смерти мужа была трудоспособная, инвалидности не имела. Снята с учета пенсионеров с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой места жительства в другую область (л.д.27).
Прокофьева Л.В. состоит на учете в Управлении ПФР в Ленинском районе г.Смоленск и с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д.54, 56)
Из трудовой книжки Прокофьевой Л.В. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Общественно-государственного комитета по делам молодежи (Молодежный центр занятости) при Главе администрации Ульяновской области (л.д. 16-17).
По сообщению ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» от ДД.ММ.ГГГГ №№ документы по личному составу администрации Ульяновской области, в том числе Общественно-государственного комитета по делам молодежи (Молодежный центр занятости) при Главе администрации Ульяновской области, за ДД.ММ.ГГГГ года на хранение в архив не поступали, в связи с чем представить сведения о начислениях заработной платы Прокофьевой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по 01.03.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ невозможно (л.д.58).
В информационном ресурсе регионального уровня «Сведения о доходах физических лиц» УФНС России по Ульяновской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о доходах за 1999, 2000 гг. Прокофьевой Л.В. (л.д.50).
В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В сформулированном определении данного понятия указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи военнослужащего, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, считаются состоящими на их иждивении:
а) первое условие: полное содержание военнослужащим членов семьи. Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи в данном случае получают содержание только от военнослужащего, т.е. они не получают материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования;
б) второе условие: помощь военнослужащего членам семьи является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь военнослужащего членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, т.е. эта помощь является не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий военнослужащего должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых военнослужащим, имеются и другие источники дохода (например, пенсия, стипендия, зарплата и т.п.). Для признания помощи военнослужащего основным источником средств к существованию она по своим размерам и периодичности предоставления должна быть такой, чтобы без нее члены семьи, получающие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования. Помощь военнослужащего должна составлять основную часть средств, на которые живут члены семьи. При этом для признания факта нахождения на иждивении не всегда обязательно условие совместного проживания членов семьи с военнослужащим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 21.06.1985 года №9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и тому подобное, необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Таким образом, для установления факта нахождения на иждивении одновременно подлежит установлению наличие двух признаков: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица.
Анализируя указанные нормы права в совокупности с представленными письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что Прокофьевой Л.В., в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено достаточных доказательств, достоверно подтверждающих ее доводы о получении постоянной материальной помощи со стороны мужа, которая являлась бы для нее существенной, а также свидетельствующих, что умерший при жизни оказывал ей такое содержание, которое являлось бы основным источником существования.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Прокофьевой Л.В. не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокофьевой Л.В. к Военному комиссариату Смоленской области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.С. Шилова