К делу №2-322/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Геленджик 03 февраля 2021 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к Чефтелову П.Д. о приведении объекта капитального строительства в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Администрация) обратилась в суд с иском к Чефтелову П.Д. о приведении объекта капитального строительства в первоначальное состояние, указав в обоснование требований, что ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 34,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное на первом и втором этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, <адрес>.
В результате осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования было установлено, что Чефтеловым П.Д. произведена реконструкция принадлежащего ему на праве собственности 2-этажного бокса, путем возведения третьего этажа здания, что подтверждается актом осмотра и фотоматериалами.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования от 27 июля 2010 года №466, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> на котором находится объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположен в 1-й зоне санитарной охраны курорта, водоохранной зоне моря, зоне пляжей и набережных (Р-4), зоне согласования объектов строительства с гидроаэродромом.
Согласно выкопировке из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, указанный земельный участок расположен в 1-й зоне санитарной охраны курорта, водоохранной зоне моря, зоне производственного и коммунально-складского назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с границами зон санитарной охраны округа Геленджикской группы курортов, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года №494, вышеназванный земельный участок расположен в 1-й зоне санитарной охраны курорта. Проводимые ответчиком работы не соответствуют режиму хозяйственной деятельности, установленному для 1-й зоны санитарной охраны курорта.
По сведениям Управления архитектуры и градостроительства Администрации, разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта капитального строительства Администрацией не выдавалось.
Администрацией ответчику было направлено претензионное письмо о необходимости приведения самовольно реконструированного лодочного гаража в первоначальное состояние, которое ответчиком в добровольном порядке не выполнено.
В связи с этим просит суд обязать ответчика привести нежилое помещение площадью 34,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенное на первом и втором этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, <адрес>, в первоначальное состояние путем сноса третьего этажа здания. В случае неисполнения ответчиком указанных требований в установленный судом срок, взыскать с Чефтелова П.Д. в пользу Администрации неустойку за неисполнение решения суда в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения установленных судом сроков исполнения, до дня фактического исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым пристройка была возведена с соблюдением действующих на момент его строительства норм и правил; строение относится к объектам вспомогательного значения. Кроме того, спорная постройка была построена в период с 2012 года по настоящее время, в связи с чем, истец пропустил срок исковой давности по заявленным требованиям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 34,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное на первом и втором этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, <адрес>.
Объект капитального строительства с кадастровым номером № находится на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> с видом разрешенного использования – «для размещения гаражей индивидуальных владельцев маломерных судов».
Согласно выкопировке из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, указанный земельный участок расположен в 1-й зоне санитарной охраны курорта, водоохранной зоне моря, зоне производственного и коммунально-складского назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса.
Вступивший 30.12.2013г. в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), которым: признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (ст. 2 Закона N 406-ФЗ); изменена редакция ст.94 Земельного кодекса, из подп. 1 п.2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты как относящиеся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению ст.96 Земельного кодекса, утратившая упоминание о курортах как о землях особо охраняемых природных территорий.
Города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970г. N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха".
Пунктом 2 статьи 96 Земельного кодекса предусматривается, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Границы и режим округа санитарной охраны г.Геленджика предусмотрены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987г. N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
Как следует из выписки №118 из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования от 27 июля 2010 года №466, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне пляжей и набережных (Р-4), в зоне с особыми условиями использования территорий: 1-й зоне санитарной охраны курорта, водоохранной зоне моря, зоне согласования объектов строительства с гидроаэродромом.
Частью 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996г. N 591р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г.Анапы, г.Геленджика и г.Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Таким образом, нахождение земельного участка с кадастровым номером № в 1-й зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории, созданной до вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
В соответствии с пунктом 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996г. N 1425 на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Как следует из акта осмотра и фотоматериалов, Чефтеловым П.Д. произведена реконструкция принадлежащего ему на праве собственности 2-этажного бокса №33 с кадастровым номером № расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> путем возведения третьего этажа здания.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Понятие реконструкции дано в п.14 ст.1 Кодекса, согласно которому под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Исходя из содержания статей 48, 49 Градостроительного кодекса, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в границах принадлежащего застройщику земельного участка (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садового дома) требуются подготовка и утверждение застройщиком проектной документации.
По сведениям Управления архитектуры и градостроительства Администрации, разрешение на строительство (реконструкцию) принадлежащего ответчику объекта капитального строительства, Администрацией Чефтелову П.Д. не выдавалось.
Таким образом, возведенный Чефтеловым П.Д. объект капитального строительства является самовольной постройкой.
Согласно статье 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 3.08.2018г. N 339-ФЗ), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Доводы ответчика о том, что самовольная постройка возведена в 2012г. опровергаются решением Геленджикского городского суда от 27 июня 2013 года, а также выпиской из ЕГРН, согласно которой право собственности Чефтелова П.Д. на нежилое помещение площадью 34,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное на первом и втором этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, <адрес> зарегистрировано 21.12.2013г.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, так как в силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 Кодекса).
В силу статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем - лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно разъяснению, данному в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
В соответствии с частью 6 статьи 55.32 Градостроительного кодекса снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
На основании ст.11 Земельного кодекса, ст.14 Федерального закона от 6 октября 2013г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского поселения, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа администрация при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ, суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п.1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п.4 статьи 1 ГК РФ).
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Согласно ч.3 ст.206 ГПК РФ, суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные издержки в виде государственной пошлины размере 6000 рублей (пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ), от уплаты которой при подаче иска орган местного самоуправления освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик удовлетворить.
Обязать Чефтелова П.Д. привести нежилое помещение площадью 34,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное на первом и втором этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, <адрес>, в первоначальное состояние путем сноса третьего этажа здания.
Решение подлежит исполнению Чефтеловым П.Д. в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения Чефтеловым П.Д. указанных действий в течение установленного срока, решение подлежит принудительному исполнению с возложением на Чефтелова П.Д. расходов по его исполнению.
В случае неисполнения Чефтеловым П.Д. указанных действий в течение установленного срока, взыскать с Чефтелова П.Д. в пользу Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик неустойку за неисполнение решения суда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения установленного судом срока исполнения, до дня фактического исполнения решения суда.
Взыскать с Чефтелова П.Д. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья