Дело № 2-317/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2014 года п. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре судебного заседания Шадриной Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ругозерского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (далее - истец, Территориальный отдел) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ругозерского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что 26 июня 2014 года в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах далее - Территориальный отдел) от Главы Ругозерского сельского поселения И.Е.Стукач поступила информация, из которой следует, что ресурсоснабжающей организацией централизованного холодного водоснабжения в с.Ругозеро Муезерского района является ООО «Катюша», при этом программа производственного контроля качества питьевой воды для населения с.Ругозеро отсутствует; производственный контроль качества питьевой воды, в том числе по показателям безопасности, не осуществляется; проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Ругозеро и водопроводных сооружений отсутствует; водоочистка и обеззараживание питьевой воды перед подачей её в распределительную сеть с. Ругозеро не осуществляется в связи с отсутствием какой-либо системы водоочистки и обеззараживания.
На основании указанной выше информации 27 июня 2014 года определением №11 Территориальным отделом возбуждено административное расследование в отношении юридического лица, эксплуатирующего систему водоснабжения на территории с. Ругозеро Муезерского района - общество с ограниченной ответственностью «Катюша» (далее - ООО «Катюша», Общество).
Материалами административного расследования, в том числе протоколом осмотра: от 08 июля 2014 года установлено, что водонасосная станция в с. Ругозеро забирает воду из поверхностного источника - озеро Ванчозеро с последующей подачей ее населению с. Ругозеро без очистки и обеззараживания.
Программа производственного контроля качества воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) у Общества отсутствует.
В рамках административного расследования была назначена экспертиза проб воды централизованного водоснабжения с. Ругозеро на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно экспертного заключения №174 16.07.2014 г.: - проба воды питьевой перед ее подачей в распределительную сеть централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения с.Ругозеро не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим показателям (цветность - 33,7 град, при норме не более 20 град.); - пробы воды питьевой централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения из водоразборных колонок по ул. Еремеева с. Ругозеро не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим показателям и санитарно-химическим показателям (цветность - от 24,0 град. до 26,8 град, при норме не более 20 град.; содержание железа - 0,4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л)
В соответствии с требованиями п.2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил. В соответствии с п. 3.1 и п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Обществом и администрацией Ругозерского сельского поселения 01 октября 2013 года заключен на срок с 01 октября 2013 года до 29 сентября 2014 года договор о передаче обществу с ограниченной ответственностью муниципального имущества в аренду, в соответствии с которым администрация передала ООО «Катюша» в аренду имущество жилищно-коммунального назначения для использования в качестве обеспечения населения с. Ругозеро, в том числе услугой водоснабжения.
Исходя из анализа данного договора администрация не передает арендодателю свои обязанности по организации в границах поселения водоснабжения населения с. Ругозеро водой соответствующей требованиям санитарных правил.
В силу ст.ст.50, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», названное в Приложении №1 к договору б/н от 01 октября 2013 года перечне муниципального имущества, передаваемого в аренду от администрации Ругозерского сельского поселения Обществу, имущество жилищно-коммунального назначения для использования в качестве обеспечения населения с. Ругозеро питьевой водой: водозабор, сети наружного водопровода, внутрипоселковая сеть водопровода - имеет целевое назначение.
Имущество жилищно-коммунального назначения для использования в качестве обеспечения населения с. Ругозеро питьевой водой, является муниципальной собственностью администрации Ругозерского сельского поселения.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленные сроки в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.
В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Обязанность по обеспечению населения холодным водоснабжением надлежащего качества носит публичный характер, поскольку следует из обязанности по решению вопросов местного значения.
Таким образом, Администрация Ругозерского сельского поселения организовала в границах с. Ругозеро водоснабжение населения с нарушением требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: без очистки и обеззараживания.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Кроме того, в соответствии со ст.51 ФЗ №52 - ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены, в том числе полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее - Управление), утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) пли грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
В соответствии с пунктом 5.33 Положения о Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по РК в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах, утвержденного Приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по РК №74 от 17.10.2012 г. Территориальный отдел вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Таким образом, установив нарушение санитарного законодательства, начальник Территориального отдела, главный государственный санитарный врач в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах обращается в суд с иском о понуждении Администрации Ругозерского сельского поселения совершить определенные действия в интересах граждан, поскольку нарушаются их права на охрану жизни и здоровья.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст.46 ГПК РФ, ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.12 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», ст.ст.15, 41, 42 Конституции РФ, ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, ст.14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ, ст.ст.1, 8, 18, 19, 39, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит суд: обязать Администрацию Ругозерского сельского поселения построить водоочистные сооружения, обеспечивающие соответствие качества питьевой воды в распределительной сети требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01 июля 2015 года.
Извещенный надлежащим образом истец в судебное заседание своего представителя не направил. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - администрации Ругозерского сельского поселения - Стукач И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым на протяжении 5 лет на территории Ругозерского сельского поселения имущество объектов ЖКХ передавалось различным управляющим компаниям, которые занимались предоставлением коммунальных услуг, за что получали соответствующую плату. В связи с этим, по мнению ответчика именно указанные управляющие компании и должны следить за качеством предоставления услуг и состоянием водозабора. Кроме того, с 01 января 2015 года в полномочия поселения не будет входить электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, а также водоотведение и снабжение населения топливом. В связи с чем, ответчик просит перенести рассмотрение дела до 01 января 2015 года. В настоящее время в поселении нет денежных средств для выполнения требований истца. Смертельных случаев или отравлений водой не было.
Третье лицо - ООО «Катюша», временный управляющий Буярова Л.В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Привлеченное определением суда от 22 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому в долгосрочной целевой программе «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011-2017 годы (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июня 2011 года №138-П) отсутствует мероприятие по строительству в с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия водозаборных сооружений и сети водопровода. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель привлеченного определением суда от 02 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ООО УК «Тепло» - Станкевич А.Л. в судебном заседании решение по существу исковых требований оставил на усмотрение суда, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым п.1.2 договора от 01 октября 2014 года администрация Ругозерского сельского поселения в лице Главы поселения Стукач И.Е. передала в аренду ООО УК РФ «Тепло» по акту приема-передачи муниципальное недвижимое имущество (объекты водоснабжения, водоотведения и прочего имущества) сроком с 01 октября 2014 года по 31 октября 2014 года до проведения конкурса. Дополнительно представитель третьего лица пояснил, что в настоящее время общество не приняло решение о намерении участвовать в вышеуказанном конкурсе.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
В соответствии с ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии со ст.12 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (п.1), меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для: b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в ст.6 Устава муниципального образования Ругозерского сельского поселения (л.д.135).
В соответствии с п.1 ст.6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ Правительство РФ Постановлением от 23 мая 2006 года №307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 6 Правил установлено, что холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водопроводной колонки.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии со ст.ст.18-19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Требования к питьевой воде установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии с п. 3.1 и п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Муезерского района Республики Карелия данный федеральный орган исполнительной власти представлен Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах.
В соответствии с п.8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (т.1 л.д.58-66), Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
В соответствии с п.5.33 положения «О Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах», утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 17 октября 2012 №74 (т.1 л.д.51-57), территориальный отдел полномочен предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что 26 июня 2014 года в адрес истца от Главы Ругозерского сельского поселения поступила информация, из которой следует, что ресурсоснабжающей организацией централизованного холодного водоснабжения в с.Ругозеро Муезерского района (по 29 сентября 2014 года) является ООО «Катюша», при этом программа производственного контроля качества питьевой воды для населения с.Ругозеро отсутствует; производственный контроль качества питьевой воды, в том числе по показателям безопасности, не осуществляется; проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения с.Ругозеро и водопроводных сооружений отсутствует; водоочистка и обеззараживание питьевой воды перед подачей ее в распределительную сеть с. Ругозеро не осуществляется в связи с отсутствием какой-либо системы водоочистки и обеззараживания.
На основании указанной выше информации определением Территориального отдела от 27 июня 2014 года №11 возбуждено административное расследование в отношении юридического лица, эксплуатирующего систему водоснабжения на территории с. Ругозеро Муезерского района - ООО «Катюша».
Материалами административного расследования, в том числе протоколом осмотра: от 08 июля 2014 года установлено, что водонасосная станция в с. Ругозеро забирает воду из поверхностного источника - оз. Ванчозеро с последующей подачей ее населению с. Ругозеро без очистки и обеззараживания.
В рамках административного расследования была назначена экспертиза проб воды централизованного водоснабжения с. Ругозеро.
Установлено, что вода питьевая централизованных систем питьевого водоснабжения населения с. Ругозеро не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается протоколами лабораторных исследований №2118, 2119, 2120, 2121, 2122, 2123 и 2124 от 10 июля 2014 года (т.1 л.д.11-17)
Водонасосная станция забирает воду из оз. Ванчозеро с последующей подачей ее в распределительную сеть централизованной системы питьевого холодного водоснабжения с. Ругозеро без какой-либо предварительной очистки и обработки, о чем составлен протокол осмотра от 08 июля 2014 года в присутствии представителя ООО «Катюша» С.В.. В рамках административного расследования произведена лабораторная санитарно-эпидемиологическая экспертиза проб воды питьевой централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Ругозеро на соответствие ее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В результате проведенной лабораторной экспертизы установлено, что пробы воды - воды питьевой централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Ругозеро не соответствуют требованиям СанПиН по органолептическим и санитарно-химическим показателям: водоразборная колонка в районе <адрес> (цветность 25,8 град. при норме не более 20 град.); водоразборная колонка по <адрес> (цветность 26,6 град. при норме не более 20 град.); водоразборная колонка по <адрес> (цветность 25,0 град. при норме не более 20 град); водоразборная колонка по <адрес> (цветность 25,8 град. при норме не более 20 град.); водоразборная колонка по <адрес> (цветность 24,0 град. при норме не более 20 град.); водоразборная колонка по <адрес> (цветность 26,8 град. при норме не более 20 град, железо 0,4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л). Проба воды питьевой перед ее подачей в распределительную сеть централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Ругозеро не соответствует требованиям СанПиН по органолептическим показателям (цветность 33,7 град. при норме не более 20 град.). Данные обстоятельства подтверждаются экспертным заключением №174 от 16 июля 2014 года.
Выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении №174 от 16 июля 2014 года, не были оспорены ответчиком и третьим лицом. Ходатайства о проведении судебной экспертизы соответствия получаемой жителями с. Ругозеро питьевой воды СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» ответчиком и третьим лицом не заявлялись, принимая во внимание, что возражения подлежат доказыванию в порядке ст.56 ГПК РФ, тогда как самих возражений и доказательств возражений стороной ответчика и третьего лица суду не представлено, суд полагает экспертное заключение №174 от 16 июля 2014 года достоверным, относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку данное заключение ответчиком и третьим лицом не оспорено, выводы эксперта согласуются с иными письменными материалами дела.
При указанных обстоятельствах, суд признает экспертное заключение №174 от 16 июля 2014 года, доказательством достоверным, достаточным и находящимся во взаимной связи с иными доказательствами по делу в совокупности, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом в области санитарно-эпидемиологических исследований, доказательств обратного суду не представлено, оснований подвергнуть сомнению указанное экспертное заключение, у суда не имеется.
Таким образом, судом установлено, что питьевая вода, подаваемая населению с. Ругозеро, не соответствует предъявляемым к ней законодательством требованиям. Данное обстоятельство подтверждается также протоколами лабораторных исследований проб качества воды, никем из сторон не оспаривается.
Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 предельная допустимая концентрация железа в питьевой воде составляет не более 0,3 мг/л, а показатель цветности не должен быть более 20 град.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.1, п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно протоколам лабораторных исследований проб воды, имеющихся в материалах дела, в питьевой воде показатель цветности превышает предельно допустимый, что свидетельствует о недостаточной обработке ее в процессе водоподготовки, перед подачей в распределительную сеть.
Таким образом, подаваемая жителям с. Ругозеро вода еще до поступления в водопроводную сеть не соответствует требованиям, предъявляемым к питьевой воде, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №2118 от 10 июля 2014 года (л.д.11).
В силу ст.ст.50, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», названное в иске и в приложении №1 перечне муниципального имущества передаваемого от администрации Ругозерского сельского поселения в ООО «Катюша» (т.1 л.д.40), а с 01 октября 2014 года в ООО УК «Тепло» имущество - водозабор, сети наружного водопровода, внутрипоселковая сеть водопровода, имеет целевое назначение.
Согласно ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленные сроки в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.
Ответчиком не оспаривалось, что имущество жилищно-коммунального назначения для использования в качестве обеспечения населения с. Ругозеро питьевой водой, является муниципальной собственностью ответчика администрации Ругозерского сельского поселения.
Таким образом, обязанность по обеспечению населения холодным водоснабжением надлежащего качества носит публичный характер, поскольку следует из обязанности по решению вопросов местного значения.
Между ответчиком и третьим лицом ООО «Катюша» 01 октября 2013 года был заключен на срок с 01 октября 2013 года по 29 сентября 2014 года договор о передаче обществу с ограниченной ответственностью муниципального имущества в аренду в т.ч. водозабор, сети наружного водопровода, внутрипоселковая сеть водопровода. 01 октября 2014 года между ответчиком и третьим лицом по делу ООО УК «Тепло» заключен договор аренды муниципального имущества, в соответствии с которым Администрация Ругозерского сельского поселения предоставила ООО УК «Тепло» муниципальное недвижимое имущество (объекты водоснабжения, водоотведения и прочего имущества) для обеспечения населения с. Ругозеро в т.ч. услугами водоснабжения. При заключении вышеуказанных договоров Администрация Ругозерского сельского поселения не передавала арендаторам свои обязанности по организации в границах поселения водоснабжения населения с. Ругозеро водой, соответствующей требованиям санитарных правил.
Доказательств наличия водоочистных сооружений в с. Ругозеро стороной ответчика суду не представлено, в материалах дела таковых не имеется.
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод, о том, что получение питьевой воды надлежащего качества в с. Ругозеро может быть достигнуто путем строительства водоочистных сооружений. С учетом того, что организация водоснабжения территории поселения относится к вопросам местного значения, организовать указанное строительство водоочистных сооружений должна именно ответчик администрация Ругозерского сельского поселения (за счет бюджетных средств, привлечения инвесторов и проч. на усмотрение администрации). ООО «Катюша», ООО УК «Тепло» ни в силу закона в т.ч. ч.2 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года, ни в силу договоров не обязаны осуществлять строительство водоочистных сооружений за счет собственных средств для обеспечения жителей с. Ругозеро питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. При указанных обстоятельствах, суд полагает несостоятельным доводы представителя ответчика о том, что юридические лица, которые обеспечивают услугами водоснабжения жителей с. Ругозеро на основании заключенных договоров должны нести ответственность за режим и качество подачи холодной воды.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, в том числе, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводам, о том, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца о том, что ответчик администрация Ругозерского сельского поселения организовала в границах с. Ругозеро водоснабжение населения с нарушением требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно без очистки и обеззараживания, исковые требования о возложении на ответчика обязанности построить водоочистные сооружения, обеспечивающие соответствие качества питьевой воды в распределительной сети требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», надлежит удовлетворить.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из следующего.
Истец требует обязать ответчика совершить определенные действия, в срок до 01 июля 2015 года.
Довод представителя ответчика администрации Ругозерского сельского поселения о том, что построение водоочистных сооружений не возможно, не подтвержден какими-либо доказательствами, является несостоятельным. Сам факт финансовой несостоятельности, отсутствия в бюджете денежных средств не может служить основанием к отказу в иске.
Из долгосрочной целевой программы «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой на 2011-2017 годы», утв.постановлением Правительства РК от 14 июня 2011 года №138-П, следует, что строительство водоочистных сооружений (ВОС) в с. Ругозеро не предполагается и не включено, указанное строительство в рамках данной программы в с. Ругозеро не предусмотрено.
Указание на возможность строительства водоочистных сооружений в с. Ругозеро не следует также и из отзыва третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министарства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, более того указано, что в долгосрочной целевой программе «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011-2017 годы, утв.постановлением Правительства РК от 14 июня 2011 года №138-П, отсутствует мероприятие по строительству в с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия водозаборных сооружений и сети водопровода.
Таким образом, доказательств того, что в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой на 2011-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства РК от 14 июня 2011 года №138-П, будет решен вопрос также и в отношении строительства водоочистных сооружений в с. Ругозеро, не представлено.
В силу ст.ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом, в силу ч.2 ст.195 ГПК РФ судебное решение основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 года №2-П, от 14 февраля 2002 года №4-П, от 28 ноября 1996 года №19-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 года №166-О).
При подготовке дела к судебному разбирательству, а также в судебном заседании, ответчику разъяснялось, что, в случае несогласия с заявленным иском, он должен доказать обстоятельства, подтверждающие отсутствие оснований удовлетворения заявленных требований. Между тем, таких доказательств ответчиком суду не представлено. Отсутствие таких доказательств позволяет суду сделать вывод о доказанности истцом обстоятельств, изложенных в иске.
Суд также исходит из того, что впоследствии ответчик администрация Ругозерского сельского поселения вправе, при наличии достаточных оснований, обратиться в суд в порядке ч.1 ст.203, ст.434 ГПК РФ, ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года №229-ФЗ с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, представив доказательства принятия мер по исполнению решения суда и невозможности выполнить его в установленные сроки вследствие объективных причин исключительного характера, наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 01 июля 2015 года.
В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик администрация Ругозерского сельского поселения освобождена от обязанности по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ругозерского сельского поселения удовлетворить.
Обязать администрацию Ругозерского сельского поселения построить водоочистные сооружения, обеспечивающие соответствие качества питьевой воды в распределительной сети требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01 июля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Каськович
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 16 октября 2014 года.
Судья И.В. Каськович