Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2018 года город Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания – Алчаковой А.А.,
с участием: помощника прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР, действующего в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства – Чистяковой М.В., представителя ответчика Управления лесами КЧР – Каитовой А.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-2619/18 по исковому заявлению прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР, поданное в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Шамановой Фатиме Идрисовне, Калмыкову Умару Мухамедовичу и Управлению лесами КЧР о признании пункта договора аренды недействительным в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Шамановой Фатиме Идрисовне, Калмыкову Умару Мухамедовичу и Управлению лесами КЧР о признании пункта договора аренды недействительным в части признания недействительным подпункт «ж» пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № от 26 июня 2008 года, заключенного между Управлением лесами КЧР и Шамановой Ф.И., в части слов «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения».
В судебном заседании помощник прокурора – Чистякова М.В. поддержала исковые требования, просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления лесами КЧР – Каитова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора, представила письменные возражения, где указано, что в 2008 году согласно договору аренды лесного участка №, Шамановой Ф.И. был предоставлен лесной участок во временное пользование, находящийся в государственной собственности, для осуществления - рекреационной деятельности. По условиям, заключенного вышеуказанного договора Стороны в двухстороннем порядке согласовали и подписали договор. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике. Межрайонный природоохранный прокурор выразил несогласие с п.п. «ж» п.11 договора аренды лесного участка № от 26.06.2008 считая его недействительным в части слов, «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения». В разделе III договора предусмотрены права и обязанности сторон, в числе которых: - подпунктом «ж» пункта 11 установлена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке создавать противопожарные команды, иметь в наличии противопожарный инвентарь. Осуществлять противопожарное обустройства лесов на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов. Заявитель полагает, что условия договора, предусматривающие право арендодателя привлекать силы и средства арендатора на тушение лесных пожаров обязанность арендатора выделять силы и средства на тушение лесных пожаров (пп.«ж» п.11 проекта договора) на лесном участке, обязательства арендатора по организации и содержанию пожарных команд и подготовке руководителей тушения лесных пожаров не соответствуют Лесному кодексу и ущемляют права арендатора лесного участка. Частью 2 статьи 53.4. Лесного кодекса императивно установлена обязанность лиц, использующих леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. В силу статьи 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. При этом тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности". Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (статьи 53, 53.1 Лесного кодекса, пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). Как установлено статьей 37 Закона о пожарной безопасности, руководители организаций в том числе обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 14 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлена обязанность организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах такие меры пожарной безопасности как противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Стало быть, в первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года, в пункте 13, главы II. Общие требования пожарной безопасности в лесах, прописано, что «направлять работников (юридических лиц) пожарную технику транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Следовательно, данный пункт главы можно трактовать как требование к созданию противопожарных команд для тушения лесных пожаров в случае их возникновения. Таким образом, системный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что виды мероприятий, в п.п. ж) договора аренды лесного участка на пожароопасный период, являются мерами противопожарного обустройства лесов, направлены на предупреждение и недопущение нераспространения лесных пожаров и не могут быть признаны противоречащими требованиям Лесного кодекса РФ. Кроме того, из буквального содержания подпункта под пункта «ж» пункта 11 договора не следует, что на арендатора лесного участка по договору аренды №, возлагается полная обязанность тушить лесные пожары, и «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения» в настоящее время содержание данного пункта не привело к правовым последствиям от которых мог бы пострадать арендатор. В связи с чем, данный довод заявителя Управлением признается несостоятельным.
Ответчики Шаманова Ф.И. и Калмыков У.М. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте судебного заседания, не представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, о переносе слушания на другой срок не ходатайствовали.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявивших лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что между Управлением лесами КЧР и Шамановой Ф.И. заключен договор аренды лесного участка № от 26 июня 2008 года (далее - договор). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике 29.12.2008 №
В соответствии с пунктом 1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. На основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды №, заключенного 25.11.2013 года, между Шамановой Ф.И. и Калмыковым У.М., лесной участок площадью 4,0583 га, расположенный в КЧР, РГУ «Зеленчукское лесничество», Архызское участковое лесничество, квартал 49, выдел 40,41,42,43 (ниже - лесной участок), передан по акту приема-передачи от 25.11.2013г., последнему. Пунктом 4 договора и Приложением № определено, что лесной участок передан в аренду для осуществления рекреационной деятельности.
По акту приема-передачи от 26 июня 2008, являющемуся приложением № к договору аренды лесного участка, арендодателем передан, а арендатором принят для осуществления рекреационной деятельности лесной участок.
Права и обязанности арендатора и арендодателя предусмотрены разделом 3 договора.
Подпунктом «ж» пункта 11 раздела 3 договора на арендатора возложена обязанность «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения, иметь в наличии противопожарный инвентарь. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов».
Подпункт «ж» пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № от 26.06.2008 года, заключенного между Управлением лесами КЧР и Шамановой Ф.И., в части слов «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения» не соответствует требованиям статей 53,53.4,83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3,4,5,7 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны лишь на пожароопасных производственных объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (действующей на дату заключения договора) арендаторами лесных участков осуществляются, на основании проекта освоения лесов, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 (в ред. от 5.05.2011) «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Осуществление указанных мер пожарной безопасности возложено пунктом 4 Правил пожарной безопасности в лесах на соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления. В силу пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, осуществляется мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 Правил, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (действующей на дату заключения договора) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года №837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на организацию использования лесов, их охрану (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным занятом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (пункт 7 Правил).
Из содержания указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, поэтому возложение на арендатора лесного участка обязанности по созданию противопожарных команд для тушения лесных пожаров в случае их возникновения не соответствует требованиям закона.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Признание недействительным подпункта «ж» пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка №96 от 26 июня 2008 года, заключенного между Управлением лесами КЧР и Шамановой Ф.И., в части слов «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения» не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств, следовательно, не повлечет недействительности прочих условий договора.
При таких обстоятельствах заявление признается обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР, поданное в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Шамановой Фатиме Идрисовне, Калмыкову Умару Мухамедовичу и Управлению лесами КЧР о признании пункта договора аренды недействительным в части, удовлетворить.
Признать пункт договора аренды недействительным в части признания недействительным подпункт «ж» пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № от 26 июня 2008 года, заключенного между Управлением лесами КЧР и Шамановой Фатимой Идрисовной в части слов «создавать противопожарные команды для тушения лесных пожаров в случае их возникновения».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 30 июля 2018 года.
Судья Черкесского городского суда О.Г.Ковалева