Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3570/2023 ~ М-2868/2023 от 06.10.2023

УИД 63RS0030-01-2023-004375-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2023 года г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,

при исполняющем обязанности секретаря судебного заседания – помощнике судьи Шебалиной Ю.М.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Малафеева В.С.,

представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В.,

административного ответчика Фомичева А.В. (посредством видеоконференцсвязи),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3570/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по .... об установлении административного надзора в отношении ФИО2, ... года рождения, родившегося в ...., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении ФИО2, указав при этом следующее.

ФИО2, ... года рождения, осужден 27.02.2012 г. приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области по ч. 4 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ст. 74 ч. 5, ст. 70 (п. «г» ч. 2 ст. 161, ст. 73), (п. «в» ч. 2 ст. 158, ст. 73) УК РФ к 12 годам лишения свободы в ИК строгого режима. Отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве. С 19.04.2014 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Конец срока отбывания наказания наступает 16.10.2023г. После освобождения Фомичев А.В. следует к месту жительства по адресу: ...., ...., .....

Административный истец с учетом уточнения представителем административного истца исковых требований просит установить административный надзор в отношении ФИО2, ... года рождения, на срок 3 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже трех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив.

В судебном заседании административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силаков И.В. исковые требованияподдрежал, просил об установлении административного надзора в отношении Фомичева А.В. на срок 3 года, в части заявленных административных ограничений исковые требования поддержал полностью.

Административный ответчик Фомичев А.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования признал в полном объеме.

Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Малафеев В.С., давший заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал. Просил установить Фомичеву А.В. указанные в административном исковом заявлении административные ограничения.

Суд, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, а также заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.

В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федеральный закон N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).

При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Федеральный закон N 64-ФЗ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24.01.2003 г. Фомичев А.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «а,в,г» ч. 2 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 166, п.п. «а,в,г» ч. 2 ст. 162 УК РФ (с учетом кассационного определения от 30.05.2003 г., постановления Президиума Самарской областного суда от 04.03.2004 г. и от 10.11.2005 г.) к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцам без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освободился Фомичев А.В. 09.04.2010 г. по отбытии срока наказания.

В силу ч. 5 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п.п. «а,в,г» ч. 2 ст. 162 УК РФ, за совершение которого, в том числе Фомичев А.В. отбывал наказания в виде лишения свободы на момент его совершения и в настоящее время относится к категории особо тяжких преступлений.

Приговором Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.01.2011г. Фомичев А.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, к 3 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с применением ст. 73 УК РФ, условно с испытательным сроком 2 года.

Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08.04.2011г. Фомичев А.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, к 1 году 6 месяцам лишения свободы без ограничения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.02.2012 г. Фомичев А.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 74, ст. 70 (приговор от 19.01.2011 г. и приговор от 08.04.2011 г.) к наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет.

В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 4 ст. 111 УК РФ, за совершение которых Фомичев А.В. отбывает в настоящее время наказание в виде лишения свободы, относятся к категории преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Фомичевым А.В. преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, срок погашения судимости за совершение особо тяжких преступлений составлял 8 лет (в настоящее время 10 лет). В силу ч. 1 ст. 10 УК РФ, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В силу п. «б» ч. 3 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Поскольку преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, за которое Фомичев А.В. осужден приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.02.2012 г. к реальному лишению свободы, совершено им (14.10.2011 г.) в период не погашенной и не снятой в установленном законом порядке судимости по приговору Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24.01.2003 г., по которому Фомичев А.А. осуждался за совершение в совершеннолетнем возрасте, в том числе особого тяжкого преступления и отбывал реальное лишение свободы, в действия последнего судом установлен особо опасный рецидив преступлений (п. «б» ч. 3 ст. 18 УК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок погашения судимости Фомичева А.В. по приговору Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.02.2012 г. в силу требований п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции ФЗ № 87 от 21.07.2011 г.) наступает по истечении 8 лет после отбытия наказания.

Принимая во внимание наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение, в том числе особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре) для установления Фомичеву А.В. административного надзора на срок – 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, назначенного приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.02.2012 г.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.

Из представленной характеристики, справок о поощрениях и взысканиях, а также постановления № 74 от 02.04.2014 г. следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Фомичев А.В. 74 раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что ему объявлялись выговоры, он выдворялся в помещение камерного типа и ШИЗО (последний раз 21.11.2022 г.), все взыскания являются действующими.

Согласно постановлению от 02.04.2014 г. Фомичев А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Из представленной характеристики также следует, что Фомичев А.В. состоит на строгих условиях отбывания наказания. 12.09.2014 г. был поставлен на профилактический учет как лидер отрицательной направленности. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует посредственно, должные выводы для себя не делает. В общении с сотрудниками администрации проявляет корректность, однако распоряжения и указания представителей администрации исполняет неохотно. Участие в общественной жизни отряда и колонии не принимает. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает, отношение к религии положительное. В ФКУ ИК-16 не трудоустроен, к труду относится посредственно. Имеет средне - специальное образование. Взаимоотношения с осужденными стабильные, бесконфликтные. В совершенном преступлении вину признал частично, иска не имеет. Связь с родственниками поддерживает в установленном законом порядке, путем переписки и телефонных переговоров. После освобождения Фомичев А.В. следует к месту жительства по адресу: ...., ...., .....

Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.

В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При этом, в соответствии с ч. 2 статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Разрешая требования административного истца о назначении Фомичеву А.В. административных ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Фомичева А.В., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенных им преступлений, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ему ограничения в виде:

- запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации;

- обязательной явки 3 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив.

Вышеназванные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом, суд принимает во внимание, что Фомичев А.В. ранее судим за совершение умышленных преступлений против личности и против собственности, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершил преступления против личности и собственности, за которые отбывает наказание в настоящий момент.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений, что свидетельствует о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии достаточного контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы.

Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, в том числе его право на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п., последним не представлено и судом таких доказательств не установлено.

Количество установленных судом 3 явок на регистрацию в орган внутренних дел не является для ответчика чрезмерным, назначено в пределах Федерального закона №64-ФЗ, направлено на воспитание у поднадзорного лица законопослушного поведения.

Из приговора Центрального районного суда г. г. Тольятти от 27.02.2012г. следует, что Фомичев А.В. преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершил в состоянии алкогольного опьянения, в связи с чем суд полагает, что установление в отношении осужденного ограничения в виде запрета на посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив, является обоснованным, направленным, в том числе на исключение предпосылок к противоправному поведению.

Из приговора Автозаводского районного суда г. Тольятти от 19.01.2011г. и приговора Центрального районного суда г. Тольятти от 08.04.2011г. следует, что два преступлений («г» ч. 2 ст. 161, «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ), входящие в совокупность, за которые ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы, совершены им вне жилого помещения в вечернее и в ночное время, в связи с чем административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации также соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью недопущения совершения поднадзорным лицом новых преступлений и правонарушений и не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию и медицинское обслуживание.

При этом, судом отмечается, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел праве дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.

Административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 16 УФСИН России по Самарской области к ФИО2 об установлении административного надзора – удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении ФИО2, ... года рождения, на срок – 3 года.

Установить ФИО2 административные ограничения в виде:

- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;

- обязательной явки 3 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в полной форме составлено в день его принятия – 12 октября 2023 года в 13 часов 55 минут.

Председательствующий судья И.А. Милованов

2а-3570/2023 ~ М-2868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Комсомольского района г. Тольятти Самарской области
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области
Ответчики
Фомичев А.В.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Милованов И. А.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
06.10.2023Регистрация административного искового заявления
06.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее