Дело № 2-1402/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково Ивановской области 07 октября 2013 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием истца ФИО2 и его представителя по доверенности ФИО4, третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Тейково гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 21663 о признании бездействия незаконным, признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в собственность бесплатно, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в собственность бесплатно, в обоснование чего привёл следующее. Он проходил военную службу по контракту в в/ч 21663 в должности командира взвода. Приказом командира в/ч 34048 № 01-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/ч 21663 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения его календарная выслуга составила 20 лет 3 месяца. На время прохождения военной службы ему и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу <адрес>, согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года, которая на момент его увольнения находилась на территории закрытого военного городка. На основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок <адрес> включен в перечень закрытых военных городков. Считает, что в соответствие со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства. При подготовке к увольнению командир войсковой части не провёл с ним соответствующей разъяснительной работы, до него не был доведен порядок обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по постоянному избранному месту жительства. Перед увольнением, беседа с ним не проводилась. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на территории закрытого военного городка и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства считает возможным признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
Просит признать за ним и членом его семьи - ФИО1 - право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; признать бездействие командира в/ч 21663 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ в лице ТО ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес>.
Представителем истца по доверенности ФИО4 частично изменен предмет иска: просит признать за истцом и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В остальном исковые требования оставлены без изменений.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания бездействия командира в/ч 21663 по вопросу признания ФИО2 и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 21663 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО4 поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ в лице ТО ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные требования не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО2 проходил военную службу в войсковой части 21663, был уволен по достижении предельного возраста нахождения на военной службе, исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № “О статусе военнослужащих” установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, необходимые для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Положения Приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений», которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, не могут быть применены к истцу, поскольку данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу позднее даты его увольнения. Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N512), а именно п.3 определено: для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются соответствующие документы. Данные положения закона также не могут быть применены к истцу, поскольку данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу позднее даты его увольнения. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы …» военнослужащие подают рапорт по команде не более за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе … с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий с приложением соответствующих документов. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления, включения в список очередников и т.д. Рапорт на увольнение не является документом о волеизъявлении о разрешении жилищного вопроса и не может его собой подменять. Согласно доводам истца, перед увольнением до последнего не был доведен порядок о его праве на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Однако, согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответственно, военнослужащий обязан был знать действующие нормы законодательства РФ. Согласно действующей в Российской Федерации презумпции знания Закона, и тому, что вышеуказанная информация и нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения, не являются секретными и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, считает, что истец знал или должен был знать о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ. Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего. Органы МО РФ не препятствовали истцу в реализации его прав, в виду чего отсутствует спор о праве.
Просила суд применить срок исковой давности, который, по ее мнению, следует исчислять с момента исключения истца из списков личного состава войсковой части, при этом указала, что отсутствуют уважительные причины для его восстановления. Считает, что ФИО2 обеспечен жилым помещением для постоянного проживания в виде трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> (талон к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года) где он и проживает в настоящее время. Данное жилое помещение не является служебным и никогда таковым не признавалось, соответственно истец постоянным местом жительства избрал <адрес> и был обеспечен жильем согласно действовавшего на момент его увольнения законодательства. Тот факт, что истец передумал, не дает оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в ином населенном пункте. В отношении требований, где заявитель просит Суд обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и совместно проживающих с ним членов семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, считает, что функция по признанию гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением и последующему включению в реестр военнослужащих-граждан, а также граждан уволенных с военной службы относится к исключительной компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и нормами ЖК РФ. Судебные органы при рассмотрении жилищных правоотношений принимают меры к восстановлению нарушенного права и обязывают сторону, допустившую нарушение совершить действия по восстановлению нарушенного права. Права заявителя ответчиком не нарушались. Право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ ФИО2 реализовано.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой части 21663, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Суд считает возможным рассмотрение данного дела в порядке заочного производства.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Истец со своей семьёй, состоящей из супруги ФИО1, на момент увольнения проживали в предоставленной по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ трёхкомнатной квартире жилой площадью 43,38 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 10-13), находящейся на территории закрытого военного городка «Красные Сосенки» (распоряжение Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГг.).
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира в/ч 34048 № 01-ПМ истец ФИО2, командир взвода войсковой части 21663, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.8), приказом командира в/ч 21663 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков личного состава войсковой части 21663 с ДД.ММ.ГГГГ с календарной выслугой 20 лет 2 месяца (л.д.8,9).
В рапорте на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ФИО2 высказал просьбу о направлении его дела в ОВК <адрес> для постановки на учет (л.д.87).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО2 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В настоящее время обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства органами местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Статья 29 ЖК РСФСР, действующая на момент увольнения истца, в качестве оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусматривала и иные основания, установленные законодательством РСФСР.
Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.
Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО2 имели место: он уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 74,75), проживал на момент увольнения на территории закрытого военного городка. То есть на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 ссылается на отсутствие обращения ФИО2 в орган, уполномоченный (на момент его увольнения с военной службы) принимать заявления и выносить решение о признании (об отказе в признании) нуждающимися в получении жилого помещения. В связи с чем полагает отсутствие у ФИО2 на момент увольнения волеизъявления в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Однако данная позиция представителя ТО ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес> является необоснованной, свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию, а также противоречит материалам дела и установленным в ходе судебного заседания обстоятельствам.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на имя начальника Тейковского гарнизона подано заявление об отселении из закрытого военного городка в любой областной город РФ (л.д.72).
Однако как следует из ответа ФГ КЭУ «43ЭТК», истец на учете нуждающихся в получении жилого помещения по состоянию на 2010 год не состоял, являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление на участие в программе ГЖС, документы переданы в территориальный отдел № Департамента жилищного обеспечения МО РФ (л.д. 71).
Указанное дает суду основания согласиться с доводами истца о том, что при увольнении его из рядов вооруженных сил по льготному основанию, ему не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, при этом стороной ответчика не представлено доказательств обратному.
Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются законодательной гарантией того, что военнослужащий, прослуживший определённый срок и подлежащий увольнению по льготному основанию, будет обеспечен жильём перед увольнением с военной службы за счёт того ведомства, где он проходит военную службу, в данном случае - Министерства обороны РФ, которое по различным причинам не предоставило ему и членам его семьи жилое помещение ранее. ФИО2 имел право как на увольнение с военной службы, так и на предоставление жилого помещения за счёт Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ к приказу МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Инструкции), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Пунктом 13 указанной Инструкции определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
Вместе с тем, учитывая, что до настоящего времени ФИО2 не обеспечен жильём по избранному постоянному месту жительства, указанные выше меры, предпринятые командованием войсковой части 34048, нельзя признать достаточными. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих - есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных указанным Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанное дает суду основания согласиться с доводами истца о том, что при увольнении его из рядов вооруженных сил по льготному основанию, ему не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, при этом стороной ответчика не представлено доказательств обратному. Так, из рапорта на увольнение из рядов вооруженных сил ФИО2 не усматривается, что у подлежащего увольнению военнослужащего выяснялся вопрос о его обеспеченности жилым помещением, поскольку из его содержания следует, что на момент увольнения ФИО2 проживал в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка.
Предоставив истцу жилое помещение на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Квартира, в которой с 2002 года проживает истец, с учётом нахождения её на момент предоставления на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым в 2000г., истцу соответственно указанное жилое помещение в ноябре 2002 года было предоставлено в качестве служебного жилого помещения на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Предоставление семьям военнослужащих - контрактников служебных жилых помещений не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая им квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.
ФИО2 не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а высказал желание об отселении из закрытого военного городка в любой областной центр РФ. При этом как установлено в судебном заседании ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоял, при этом являлся участником программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ДД.ММ.ГГГГ подавал заявление на получение ГЖС. В настоящее время ни одна из форм, предусмотренных законодательством РФ обеспечения жилым помещением, истцом так и не реализована, в том числе, и его право как военнослужащего уволенного по льготному основанию с выслугой более 10 лет на получение жилья по избранному постоянному месту жительства, из чего следует, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО2 является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством.
Суд не принимает доводы представителя территориального отделения «ЗРУЖО» МО в <адрес> – <адрес> о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве.
Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании права, либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и принуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путем возложения на ответчика определенных обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца.
Наряду с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в настоящее время приняты и действуют утверждённые постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по «льготным» основаниям, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ № следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..
Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что он является надлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что право ФИО2 на признание его нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из ВС РФ на оформлял (л.д. 76), избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися № от ДД.ММ.ГГГГг.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими полному удовлетворению.
Представителем третьего лица на стороне ответчика заявлено о пропуске ФИО2 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, однако суд не принимает данный довод, поскольку как пояснил в ходе судебного заседания представитель истца ФИО4 ФИО2 не знал о нарушенном праве, так как ему не были разъяснены права перед увольнением, в связи с чем, о нарушенном праве узнал только в 2012 году при обращении к нему за юридической консультацией. При этом суд так же принимает во внимание, что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, исковые требования направлены на устранение имеющих место нарушений жилищных прав, в связи с чем, носят длящийся характер.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 23 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 и членом его семьи – ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать ФИО2 и члена его семьи – ФИО1 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО2 и члена его семьи – ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья Алешина О.А.