Дело №
Поступило ДД.ММ.ГГГГ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Колыванский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи А.А. Руденко,
при секретаре Е.А. Сайчук,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Н. Д. к Соловьевой Н. И., Соловьеву А. Н. о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев Н.Д. обратился в суд с иском к администрации Соловьевой Н.И., Соловьеву А.Н. о признании права собственности, мотивируя требования тем, ДД.ММ.ГГГГ года он владеет и постоянно проживает в квартире по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>. Жилое помещение предоставлено ему колхозом им. "40 лет Октября" в связи с наличием трудовых отношений. Также совместно с ним проживает супруга Соловьева Н.И. и сын Соловьев А.Н. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени "40 лет Октября" преобразован в АОЗТ "Соколово". ДД.ММ.ГГГГ на заседании правления АО "Соколово" было решено передать вопрос о предоставлении ему спорной квартиры на решение членов акционерного общества. При этом договор приватизации в установленном законом порядке заключен не был. Просил признать за Соловьевым Н.Д. право собственности на квартиру, площадью 51,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, а также признать данную квартиру ранее учтенным объектом недвижимости, указав, что решение суда является основанием для включения сведений о данном помещении в Единый государственный реестр недвижимости.
Истец Соловьев Н.Д. и его представитель Кобзев А.В. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили признать за истцом право собственности на квартиру, площадью 51,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, в порядке приобретательной давности, поскольку ордер на данную квартиру ему не выдавался, договор приватизации не заключался, однако, он на протяжении более 18 лет владеет данной квартирой открыто, непрерывно и добросовестно. Просили признать данную квартиру ранее учтенным объектом недвижимости, указав, что решение суда является основанием для включения сведений о данном помещении в Единый государственный реестр недвижимости.
Ответчики Соловьева Н.И. И Соловьев А.Н. исковые требования признали в полном объеме, просили принять признание иска, указав, что споров между ними относительно данной квартиры не имеется.
Представитель третьего лица – администрации Соколовского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие, представителя третьего лица.
Выслушав истца, его представителя, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Из смысла указанной статьи следует, что основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество является соблюдение совокупности трёх основных элементов: добросовестности, открытости и непрерывности.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в порядке, предусмотренном законами о приватизации, в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и п. 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ, но действовавшими на период возникновения спорных правоотношений) при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти; переданы или проданы гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующим решением Советов народных депутатов.
В силу п. 3 Инструкции о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом Российской Федерации, Госкомимуществом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, но действовавшей на период возникновения спорных правоотношений), принятой на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", право выбора способов передачи имущества принадлежало трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры мог оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов должно было быть согласовано с сельским (поселковым) Советом, которому передаются указанные объекты. В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимал районный Совет народных депутатов.
Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" (утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ, но действовавшими на период возникновения спорных правоотношений) были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, п. 3 данных рекомендаций устанавливал, что в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты обобществленного жилищного фонда.
Таким образом, при реорганизации колхозов дальнейшая принадлежность имеющегося жилищного фонда должна была быть определена в интересах колхозников одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством.
Следовательно, при реорганизации колхоза, принадлежащий ему жилой фонд подлежал либо передаче в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации.
По данному делу установлено, что решением Колыванского РИК № от ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени Ворошилова, образованный в ДД.ММ.ГГГГ году, переименован в колхоз "имени 40 лет Октября". На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени "40 лет Октября" преобразован в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) "Соколово". Постановлением главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ АОЗТ "Соколово" преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) "Соколово". ЗАО "Соколово" преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО) "Соколовское" на основании Государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №. ОАО "Соколовское" признано банкротом на основании решения Арбитражного суда <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, проживает и зарегистрирован: Соловьев Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, а также Соловьева Н.И. и Соловьев А.Н.
Протоколом заседания правления АО "Соколово" от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о предоставлении жилья в частную собственность Соловьеву Н.Д. передан на общее собрание членов акционерного общества.
Однако, ордера не вселение истцу не выдавалось.
Согласно справкам главы администрации Соколовского сельсовета <адрес>, Соловьев Н.Д. за период проживания на территории Соколовского сельсовета по настоящее время право приватизации жилого помещения не использовал.
Из ответа администрации Соколовского сельсовета <адрес> следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, не является муниципальной собственностью, на балансе Соколовского сельсовета не стоит.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что запись о регистрации прав на жилое помещение, площадью 51,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, отсутствует.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что запись о регистрации прав на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, отсутствует.
Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ видно, что гражданину Соловьеву Н.Д. принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, общей площадью 2200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, является Соловьев Н.Д., номер и дата регистрации права: №1 от ДД.ММ.ГГГГ
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности.
Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что Соловьев Н.Д. был вселен в спорный дом в 1983 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства во взаимосвязи с вышеперечисленными нормами права, суд приходит к выводу о том, что истцом Соловьевым Н.Д. с применением совокупности допустимых по делу доказательств подтверждены добросовестность, открытость и непрерывность владения квартирой, находящимся по адресу: по адресу: <адрес>, д. Малый Оеш, <адрес>, более двадцати лет.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, установленные по делу обстоятельства, и учитывая, что Соловьев Н.Д. был вселен в занимаемое им жилое помещение на законных основаниях, зарегистрирован и проживает в нем, несет бремя по его содержанию, право собственности на жилой дом в законном порядке не оформлено, имеются основания для удовлетворения иска Соловьева Н.Д. о признания за ними права собственности на спорную квартиру.
Рассматривая требования истца о признании квартиры ранее учтенным объектом недвижимости, приходит к следующему.
Частью 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № "О государственном кадастре недвижимости" закреплен принцип стабильности кадастрового учета, сводящийся к тому, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).
Сведения об объектах капитального строительства, учтенных до ДД.ММ.ГГГГ, и содержащие такие сведения документы передавались в орган кадастрового учета организациями, осуществлявшими государственный технический учет и техническую инвентаризацию, в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона о кадастре, Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "О реализации положений приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №" от ДД.ММ.ГГГГ N № Сведения, переданные надлежащим образом, включены в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН).
При этом сторонами не оспаривалось, что здание двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. №, <адрес>, было построено в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> строительстве и вводе указанного здания в эксплуатацию проектная документация не составлялась, разрешение на строительство требовалось, акт ввода объекта в эксплуатацию после завершения строительства не составлялся.
В соответствии с информацией ГБУ <адрес> "ЦКО и БТИ" трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, площадью 51,5 кв.м., введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г., состоит на техническом учете в ГБУ <адрес> "ЦКО и БТИ", имеет инвентарный №, то есть фактически является ранее учтенной, хотя и своевременно не прошла государственный и технический учет надлежащим образом.
Спорная квартира была предоставлена истцу еще до принятия и вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № "О государственной регистрации недвижимости", что подтверждается техническим планом помещения, изготовленным кадастровым инженером, где определены технические характеристики объекта.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, с учетом отсутствия имущественных притязаний третьих лиц на данное имущество, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьева Н. Д. к Соловьевой Н. И., Соловьеву А. Н. о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Соловьевым Н. Д. право собственности на квартиру, площадью 51,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
Признать жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, площадью 51,5 кв.м. - ранее учтенным объектом недвижимости.
Решение является основанием для регистрации права собственности и для включения сведений об объекте в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Колыванский районный суд <адрес> в месячный срок с момента его вынесения.
Председательствующий: А.А. Руденко
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: А.А. Руденко