РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Красноярск 11 июня 2015г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе судьи Иноземцевой Е.А.,
при секретаре Злоказовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АСВ к Красноярскому таможенному посту об обязании выдать паспорт транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
АСВ обратился в суд с исковым заявлением к Красноярскому таможенному посту об обязании выдать ПТС, требования мотивирует тем, что он прибыл из Республики Казахстан для постоянного проживания в г. Красноярск в качестве члена семьи своей супруги АСА участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Как членом семьи участника указанной госпрограммы, в качестве личного имущества истцом ввезен ТС SUZUKI GRAND VITARA 1999г. выпуска, номер кузова JS3TD62V5Y4112649. 20.08.2014г. истец обратился в Красноярский таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС. 30.12.2014г. отказано в выдаче ПТС, с указанием на то, что в указанном ТС норма выброса не соответствует евро-5. 17.02.2от 015г. Красноярской таможней получен аналогичный отказ. Отказ в выдаче ему ПТС препятствует реализации конституционного права на свободное пользование и распоряжение собственностью, и приводит к грубому нарушению прав его семьи, переселяющейся из Казахстана по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Просит обязать Красноярский таможенный пост выдать ПТС на принадлежащий ТС SUZUKI GRAND VITARA, 1999г. выпуска без уплаты утилизационного сбора.
Истец АСВ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен своевременно и надлежащим образом, в соответствии с нормами ГПК РФ, обеспечил явку своего представителя в суд.
Представитель истца Ковалева И.В., действует на основании доверенности 24 АА 1403485 от 04.03.2015г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Красноярской таможни Саргина Е.В., действует на основании доверенности №06-67/22 от 28.04.2015г. возражала против удовлетворения исковых требований, представила возражение на исковое заявление, согласно которому в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни 20.08.2014г. с заявлением о выдаче ПСТ на ТС SUZUKI GRAND VITARA 1999г. выпуска, принадлежащий ему на праве собственности обратился АСВ К заявлению приложены копии свидетельства участника государственной программы, листа убытия, миграционной карты, технического паспорта, страхового полиса, листа прибытия. Решением Красноярского таможенного поста Красноярской таможни, в выдаче ПТС отказано, поскольку автомобиль, ввозимый членом семьи, участника государственной программы по добровольному переселению, не соответствует экологическому классу - Евро 5. 17.02.2015г. Красноярская таможня утвердила правильность позиции Красноярского таможенного об отказе в выдаче АСВ, как члену семьи, участника Государственной программы по добровольному переселению. Доводы АСВ, изложенные в иске необоснованные. Из свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом «СС № 00116453», следует, что Светлана А является участником Государственной программы, АСВ её супругом, то есть имеет статус члена семьи участника Государственной программы. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют различный правовой статус и соответственно различные права и обязанности. В соответствии с п. 39 Государственной программы участнику Государственной программы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в РФ, в том числе свидетельство участника Государственной программы установленного образца. Представленное свидетельство участника Государственной программы «СС № 00116453» является документом, подтверждающим признание лиц, указанных в нем (в том числе АСВ) прибывшими (переселившимися) на постоянное место жительства в РФ. Согласно заключения №ТХ-5928 по определению технических характеристик ТС от 22.08.2014г., SUZUKI GRAND VITARA 1999г. выпуска, соответствует экологическому классу - 2, сертификат соответствия на данный автомобиль не может быт выдан. Возимый ТС принадлежит на праве собственности АСВ как члену семьи участника Государственной программы, и не соответствует требованиям, предъявляемым к экологическому классу (относится в классу - ЕВРО 2), у Красноярского таможенного поста Красноярской таможни отсутствовали правовые основания для выдачи ПТС на SUZUKI GRAND VITARA 1999 года выпуска.
Представитель третьего лица Федеральной Таможенной службы Сибирского таможенного управления Красноярская таможня о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом в соответствии с нормами ГПК РФ, об уважительных причинах неявки суд не уведомили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ТС, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев, и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации иди декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
Согласно ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании», технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе продукции.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005г. №609 утвержден Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов. При этом в силу п. 3 Технического регламента понятие «автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории РФ» включает в себя как впервые изготовленную в РФ, так и ввозимую на таможенную территорию РФ автомобильную технику.
Пунктом 10 Технического регламента определено, что уровень выбросов автомобильной техники, выпускаемой в обращение, на дату производства, не должен превышать технические нормативы, указанные в п. 8 данного регламента.
Согласно с п. 14 Технического регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, экологического класса 2 введены в действие с даты вступления в силу Технического регламента (22.04.2006г.), экологического класса 3 - с 01.01.2008г., экологического класса 4 - с 01.01.2010г., а экологического класса 5 - с 01.01.2014г.
Из приведенных правовых норм следует, что автомобильная техника, в том числе ввозимая в РФ в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993г. №477 «О введении паспортов транспортных средств», наличие ПТС позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.
Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005г. №496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Федеральной таможенной службы от 24.08.2006г. №659/192/804 данное Положение дополнено п. 70, абз. 4 которого предусмотрено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» паспорта транспортных средств не выдаются.
Из приведенных норм следует, что Техническим регламентом закреплены обязательные положения о введении с 01.01.2014г. технических нормативов экологического класса 5 и запрета на выпуск в обращение автомобильной техники имеющей экологический класс ниже указанного.
Принимая во внимание, что согласно п.3 Технического регламента датой выпуска автомобильной техники в обращение на территории РФ является дата оформления паспорта транспортного средства, оснований для выдачи с 01.01.2014г. паспортов транспортных средств на автомобильную технику, имеющую экологический класс ниже 5-го, не имеется.
Кроме того, в силу требований п. 1 и 7 ст.24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.
Как следует из материалов гражданского дела истец АСВ прибыл из Республики Казахстан для постоянного проживания в г. Красноярск в качестве члена семьи своей супруги АСА, являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Заявителем АСВ, как членом семьи участника указанной госпрограммы, в качестве личного имущества ввезен на территорию РФ ТС SUZUKI GRAND VITARA 1999г. выпуска, номер кузова JS3TD62V5Y4112649.
20.08.2014г., 17.02.2015г. истец обращался в специализированный таможенный орган - Красноярский таможенный пост, Красноярскую таможню с заявлениями о выдаче ПТС в отношении указанного автомобиля.
30.12.2014г. и 17.02.2015г. отказано в выдаче ПТС, с указанием на то, что в указанном автомобиле норма выброса не соответствует евро-5.
Вместе с тем, п. 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого п. 70 данного Положения, запрещающего выдачу ПТС в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, не распространяются, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно п.6 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89 - ФЗ от 24.06.1998г. также установлено, что утилизационный сбор не уплачивается, в частности, в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
При этом из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ №637 от 22.06.2006г., а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в п. 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в п. 6 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
АСВ и АСА состоят в зарегистрированном браке с 19.09.1988г., что подтверждается свидетельством о заключении брака в связи, с чем ввезенный АСВ в РФ ТС согласно требованиям семейного законодательства является их общей совместной собственностью, совместная собственность помимо заявителя, так же его супруги участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Таким образом, отказ таможенного органа в выдаче ПТС в отношении спорного автомобиля приводит к нарушению прав АСВ
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АСВ к Красноярскому таможенному посту об обязании выдать паспорт транспортного средства – удовлетворить.
Возложить на Красноярский таможенный пост обязанность выдать АСВ, 12.05.1968г. рождения паспорт транспортного средства SUZUKI GRAND VITARA 1999 г. выпуска, номер кузова JS3TD62V5Y4112649 без уплаты утилизационного сбора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.А. Иноземцева