Дело № 2-1225/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково 8 сентября 2014 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.
при секретаре судебного заседания Панкратовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, командиру войсковой части 95852 о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимся получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании бездействия командира в/ч 95852 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Тейковский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование чего указал следующее. Истец проходил военную службу по контракту в должности начальника склада в/ч 95852; приказом командира в/ч 34048 № 031-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира в/ч 95852 № от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения его календарная продолжительность военной службы составила 18 лет 11 месяцев. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, находящаяся на территории закрытого военного городка, в которой он проживает со своей семьей по настоящее время. Считает, что в соответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства. В нарушение своих обязанностей по уточнению у военнослужащего вопроса обеспеченности жильём при подготовке к увольнению, командир войсковой части не разъяснил должным образом положений действующего на тот момент законодательства о порядке обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, зная о желании истца проживать после увольнения в <адрес>, поскольку подавая рапорт на увольнение с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ он указал, что просит направить его личное дело в Егорьевский РВК <адрес>, что также подтвердил ДД.ММ.ГГГГ при проведении с ним беседы командиром в/ч 95852. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на жилой площади в закрытых военных городках и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом изложенного просит суд: признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес>, признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативно-правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», обязать ДЖО МО РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес>, признать бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства незаконным.
Истец ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что в 2003 году он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на момент увольнения его календарная продолжительность военной службы составила 18 лет 11 месяцев. При увольнении с военной службы он выразил намерение воспользоваться правом получения жилой площади по избранному месту жительства в <адрес>. Однако командир части не разъяснил должным образом положения действующего на тот момент законодательства. Не зная порядок обсечения жилым помещением по избранному месту жительства, он обращался в КЭЧ района, ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в <адрес> с заявлениями об отселении с территории закрытого военного городка в <адрес>, однако, до настоящего времени его право на получение жилого помещения не реализовано. Полагает, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку он полагал, что будет обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства в рамках программы «Жилище», участником которой он являлся.
Представитель истца ФИО7 в ходе судебного заседания поддержал заявленные исковые требования по основаниям изложенным в иске. Так же дополнительно указав, что согласно подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ года, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: отсутствие жилья, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. До настоящего времени порядок признания военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, нуждающихся в жилых помещениях, не разработан и не определен, что, по его мнению, не должно препятствовать реализации права истца на признание его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Кроме того, указал, что порядок признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства на день увольнения истца не существовал, Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённая приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшая в период спорных правоотношений, не регламентировала порядок признания нуждающимися по избранному постоянному месту жительства. Так же пояснил, что полагает срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о нарушенном праве истец узнал только при обращении к нему за юридической консультацией.
Представитель ответчика командира войсковой части 95852 ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала их незаконными и необоснованными, дополнительно пояснила, что командиром войсковой части были предприняты все необходимые меры, личное дело ФИО1 было направлено по месту его проживания в <адрес> до момента обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>. С рапортом на имя командира о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, в том числе по избранному месту жительства он не обращался, нуждающимся в период прохождения военной службы он не признавался. Таким образом, полагает, что командиром войсковой части права истца не нарушены, что так же подтверждается по ее мнению тем обстоятельством, что ФИО1 не обжаловал свое увольнение. О нарушении его права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства истцу было известно с момента исключение его из списков части, ввиду чего полагает пропущенным срок исковой давности, который просит суд применить к заявленным исковым требованиям и отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, в обоснование чего указал, что ФИО1 относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации до 1998 г. ФИО1 и члены его семьи обеспечены жилым помещением по месту службы, кроме того, он уволен с военной службы не будучи на момент увольнения признанным установленным порядком нуждающимся в жилом помещении, следовательно в настоящее время у ФИО1 и членов его семьи отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего. Истец в период прохождения военной службы не обращался с должным рапортом, органы Министерства обороны не препятствовали истцу в реализации его прав, в виду чего, по его мнению, отсутствует спор о праве. Исходя из представленного к исковому заявлению листа беседы с военнослужащим ФИО1 о предстоящем увольнении с военной службы, военнослужащий ФИО1 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> от Министерства обороны Российской Федерации. Так же просил суд применить срок исковой давности, который, по его мнению, следует исчислять с момента исключения истца из списков личного состава части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указал, что отсутствуют уважительные причины для его восстановления.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО9, действующий на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменной отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования заявителя не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО1 в период прохождения военной службы и до момента исключения его из списков личного состава не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ФИО1 относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации до 1998 г., он был исключен из списков части ДД.ММ.ГГГГ года, в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Обязанности по постановке в очередь граждан, признанных нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства и уволенных с военной службы в период прохождения истцом военной службы и его увольнения были возложены на органы местного самоуправления. Наряду с этим, законодательство предусматривает, что заявление и документы, необходимые для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части, что так же следует из п.п. 13,14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, в соответствии с которыми военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. ФИО1 исключен из списков личного состава части с 2003 года, он утратил статус военнослужащего, в связи с чем, у него отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по линии Министерства обороны РФ. Полагает, что истцом нарушен досудебный порядок разрешения спора, поскольку он не обращался в уполномоченный орган для признания его нуждающимся. На момент увольнения истец был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, данная квартира была предоставлена истцу в 1992 году как постоянная, а не служебная, на указанную дату военный городок не являлся закрытым. Также полагает несостоятельными доводы истца о его незнании порядка обеспечении жилыми помещениями после увольнения в запас, поскольку на основании требований Директивы Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ 3 Д-6 «О правовых минимумах» военнослужащие обязаны знать Конституцию РФ, Законы и Приказы МО РФ.
Представитель третьего лица ТО ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны по <адрес>, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки не указал.
В судебное заседание третьи лица на стороне истца – ФИО2, ФИО4, ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО1 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на день увольнения ситца) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
В настоящее время обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Согласно пункту 9 вышеуказанных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного суд пришел к выводу, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением им определенных действий, в частности, с обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО1 до увольнения с военной службы, либо при увольнении с нее не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не представлено истцом и доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Так, согласно копии талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 30, 1 кв.м., на состав семьи: него, жену – ФИО2, сына ФИО5 1984 года рождения и сына ФИО3, 1991 года рождения (л.д. 11). Из справки о составе семьи следует, что в квартире, по адресу: <адрес>43 проживают и зарегистрированы: ФИО1, его жена – ФИО2, и сыновья: ФИО3, ФИО4. Аналогичные сведения содержаться и в поквартирной карточке на жилое помещение.
Из ответа на запрос ФГ КЭУ «43 ЭТК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>43, относиться к жилому фонду социального использования (л.д. 121).
Из представленных управлением Росреестра по <адрес>, а так же ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <адрес> сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не значиться (л.д. 15-21).
ДД.ММ.ГГГГ Приказом командира в/ч 34048 по личному составу № 031-ПМ ФИО1 был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира в/ч 95852 № от ДД.ММ.ГГГГ - исключён из списков личного состава воинской части, с календарной выслугой 18 лет 11 месяцев, и направлен для постановки на воинский учет в объединенный воинский комиссариат <адрес> (л.д. 9-10).
Таким образом, сведений о том, что истец изъявил желание получить жилье по избранному месту жительства в <адрес> (или ином городе) и туда был направлен пакет документов с его заявлением, в личном деле нет. Согласно имеющимся данным ФИО1 был поставлен на воинский учет и состоит по настоящее время в военном объединенном комиссариате <адрес>, по месту его жительства.
Кроме того, судом установлено, что с рапортом на имя командира о направлении его заявления и необходимых документов в администрацию города по избранному месту жительства, как предполагаемого места жительства, он не обращался, более того, нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, жилищной комиссией части, в которой проходил службу, не признавался, на момент увольнения не состоял на учете нуждающихся в получении (улучшении) жилищных условий. Самостоятельно в органы местного самоуправления по избранному месту жительства документы не направлял.
Согласно п. 22 Инструкции об организации военной службы офицерами и прапорщиками в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводиться непосредственно командирами при активном участи кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб. Командир войсковой части обязан так же провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы, в ходе которой оформляется лист беседы по форме согласно приложению № к Инструкции. Исследованием в ходе судебного заседания листа беседы, проведенной с истцом перед предстоящим увольнением, установлено, что он оформлен в соответствии с приведенной формой. Каких-либо просьб военнослужащий при увольнении не изъявлял. При этом доводы ФИО1 о том, что командиром войсковой части ему не были разъяснены положения действующего законодательства, суд находит голословными, так как заявитель в силу занимаемой должности, срока военной службы не мог не знать содержания соответствующих нормативно правовых актов, опубликованных в открытой печати.
Не порождает обязанности командира войсковой части рассмотреть вопрос о признании нуждающимся, по мнению суда, и указание о направлении личного дела в <адрес>, поскольку в установленном порядке военнослужащий не обращался к командиру войсковой части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий).
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также о том, что при проводившихся с ним беседах командованием войсковой части не разъяснялся порядок избрания им постоянного места жительства, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.
Данное обстоятельство подтверждает и тот факт, что увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения истец не обжаловал.
Таким образом, в ходе судебного заседания не установлено того, что командир войсковой части 95852 совершал в отношении ФИО1 незаконных действий, а также допускал незаконного бездействия, которые повлекли бы для ФИО1 последствия в виде нарушения его прав и законных интересов; в судебном заседании не добыто доказательств нарушения права ФИО1 на признание его нуждающимся в получении жилым помещением по избранному месту жительства.
Довод истца о том, что ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не допускает увольнение военнослужащих, выслуга лет которых составляет 20 лет и более, без предоставления жилого помещения, независимо от основания для увольнения, не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без предоставления возможно, во-первых, только с их согласия и, во-вторых, с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства. Указанная гарантия распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных жилыми помещениями на момент увольнения с военной службы, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, независимо от основания увольнения. Таким образом, указанная норма предусматривает, что военнослужащий указанной категории не может быть снят с учета нуждающегося по последнему месту прохождения военной службы.
Как было установлено в судебном заседании истец был согласен с увольнением с военной службы, и на период увольнения с нее нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий не состоял. Был обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы, которое он до настоящего времени занимает на условиях договора социального найма и не лишен права приобрести ее в собственность путем заключения договора о передаче жилого помещения в собственность граждан бесплатно (приватизации).
Ссылка истца на пп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, согласно которых основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений является избрание постоянного места жительства, основанием к удовлетворению искового заявления не является, поскольку данные Правила регулируют порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от места прохождения службы.
В силу п. 7 вышеназванных Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении.
Личного заявления от ФИО1 об избрании им при увольнении с военной службы постоянного места жительства, отличного от места службы, не поступало, нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства он не признавался, в связи с чем, ссылка на данный нормативный акт правовых оснований для него не влечет.
Довод представителя истца о том, что вышеуказанные Правила предусматривали возможность признания нуждающимися в получении жилого помещения после увольнения с военной службы, однако порядок такого признания не был разработан, что в настоящее время препятствует истцу для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, так же является несостоятельным, поскольку п. 9 Правил указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Так же суд относиться критически и к доводу представителя истца относительно того, что Инструкция «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённая приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, не регламентировала порядок признания нуждающимся по избранному месту жительства. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» …» постановка на учет военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных сил РФ, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.
Довод истца о том, что его волеизъявление на избрание иного отличного от места прохождения военной службы места жительства в период увольнения подтверждается, его участием как гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка, основан на неправильном применении норм материального права, в виду чего не может быть принят во внимание.
Согласно правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 (далее - Правила учета), предусмотрено, что Правила учета устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
При этом в пункте 29 Правил учета отмечено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правила учета не определяют порядок получения гражданами, уволенными с военной службы, государственных жилищных сертификатов или оказания безвозмездной финансовой помощи (в виде социальной выплаты) на строительство или покупку жилья. Указанный порядок, как следует из Правил учета, определяется законодательством Российской Федерации, то есть иными нормативными правовыми актами. В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, перечисленных в предписаниях Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов. При этом лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 700 и утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), жильем не обеспечивались.
Согласно же п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имели, в том числе и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки) (пп. "б").
Согласно пп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 с последующими изменениями и дополнениями, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Таким образом, проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Суд соглашается с доводом представителя истца о том, что участие в программе «Жилище» не исключает признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Однако, участие в программе как гражданина, подлежащего отселению с территории закрытого военного городка, не обуславливает его признание и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в рамках Правил учета, и не свидетельствует о том, что ФИО1 узнал о нарушенном праве на признание его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства только после того как стало невозможным реализовать право на отселение посредством получения ГЖС в рамках программы «Жилище» в виду утраты правовых оснований для такого обеспечения, а именно открытия военного городка «Тейково-10». Как уже неоднократно отмечалось ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства не признавался, с соответствующим рапортом в период прохождения военной службы не обращался. В настоящее время оснований для такого признания не имеется, поскольку в 2003 году ФИО1 был уволен с военной службы.
Таким образом, все доводы истца сводятся к констатации обстоятельства наличия у него права на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства при увольнении с военной службы, но доказательств того, что при увольнении с военной службы он пожелал реализовать это право, как того требует п. 1 ст. 56 ГПК РФ, истец не представил.
Стороной ответчика так же заявлено о пропуске ФИО1 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, с данным доводом суд соглашается, что является в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. В соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ в качестве уважительных причин пропуска срока исковой давности могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться с иском в суд за зашитой нарушенного права (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.). Вопрос о том, является ли та или иная причина, на которую как на основание пропуска срока ссылается истец, уважительной, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Каких – либо уважительных причин для его восстановления в судебном заседании не установлено, заявлений о восстановлении пропущенного процессуального срока стороной истца не заявлялось, не знание же закона не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока. На основании изложенного суд соглашается с позицией представителя ответчика о том, что ФИО1 пропущен срок исковой давности, начало течения которого определяется днем следующим за днем исключения истца из списков личного состава воинской части, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст.199 ГК РФ если стороной заявлено требование о применении срока исковой давности, такое требование является основанием для отказа в иске.
На основании изложенного суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, командиру войсковой части 95852 о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимся получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании бездействия командира в/ч 95852 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Сочилова А.С.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.