Дело № 2а-6422/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беккер М» о признании недействующим постановления администрации Петрозаводского городского округа в части,
установил:
Административный иск по тем основаниям, что постановлением Администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация) от 28.07.2017 №2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее Схема). Постановлением Администрации от 27.09.2017 №3322 «О внесении изменений в Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 №2582» в постановление №2582 были внесены изменения, предусматривающие в числе прочего исключение из Схемы нестационарного торгового объекта, указанного в строке 171 (пункт 1.1 Постановления №3322), расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.2 со сроком осуществления торговой деятельности 2017-2019 гг., специализацией – кондитерские, выпечные изделия, напитки, в котором ООО «Беккер М» осуществляет продажу кондитерских изделий и напитков. Административный истец просит признать недействующим пункт 1.1 Постановления Администрации от 27.09.2017 №3322 в редакции постановлений от 27.09.2017 №3322, от 04.12.2017 №4008, от 27.03.2018 №867, в части исключения строки 171.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 22.08.2018 административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
В судебном заседании представитель административного истца – Тельтевская Ю.А. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Акулич Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.04.2016 между ООО «Петровская звезда» и ООО «Беккер М» заключен договор аренды (субаренды) нежилого помещения – пристройки (временного строения (сооружения) летнего кафе), расположенного по адресу: 185035, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.2. Договор является бессрочным (пункт 4.2 Договора). С указанного времени ООО «Беккер М» использует данное помещение для осуществления торговли кондитерскими, выпечными изделиями, напитками. Торговый объект расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
15.06.2017 ООО «Беккер М» обратилось в Администрацию с заявлением о возможности включения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.2, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением Администрации от 28.07.2017 №2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, согласно которой нестационарный торговый объект по ул. Кирова, д.2 в г. Петрозаводске включен в Схему под пунктом 171.
Постановлением Администрации от 27.09.2017 №3322 «О внесении изменений в Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 №2582» в постановление №2582 были внесены изменения, пункт 171 исключен из Схемы. Между тем, ООО «Беккер М» по данному адресу осуществляет продажу кондитерских изделий и напитков.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
Согласно частям 1 - 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденными письмом Минпромторга России от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08, внесение изменений в схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем. Закрепление принципа "меняется место - сохраняется бизнес" для обеспечения возможности предпринимателю без потерь продолжать бизнес, если место размещения его НТО требуется для целей развития территории. Суть данного принципа - если место размещения НТО требуется для развития территории, то об этом заблаговременно уведомляется хозяйствующий субъект и ему, по согласованию с ним, предоставляется равноценное компенсационное место. Для реализации данного принципа: субъекты Российской Федерации утверждают четкие и исчерпывающие случаи, когда место размещения НТО требуется изъять для нужд развития территории (а не для нужд частных лиц), а также процедуры принятия подобных решений. О принятии этих решений должно быть заблаговременно (не менее чем за 1 год) опубликовано и сообщено хозяйствующему субъекту с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО (см. выше). Субъекты Российской Федерации утверждают правила предоставления компенсационных мест. Компенсационные места хозяйствующие субъекты подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления обязаны также предложить хозяйствующему субъекту альтернативные варианты, равноценные по месту расположения, трафику, платы за размещение и прочим характеристикам. Договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения, должны быть переоформлены соответствующим органом власти на компенсационное место.
В силу статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" оспариваемое решение сводится к ограничению, устранению конкуренции.
Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Вместе с тем, доказательств того, что земельный участок, на котором располагается спорное НТО административного истца, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, в материалах дела не имеется.
В настоящее время Администрация предпринимает меры по сносу нестационарного торгового объекта, расположенного по ул. Кирова, д.2, в г. Петрозаводске без предоставления компенсационного места, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды указанного земельного участка.
Данный довод, по мнению суда, является несостоятельным.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8 приложения к письму).
Следовательно, истечение сроков договора аренды земельного участка, занятого НТО, равно как и отсутствие договора на право размещения указанного НТО само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденной постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 №2582.
Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Республике Карелия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом министерства экономического развития Республики Карелия, от 12 января 2011 года N 1-А, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений Республики Карелия, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган), с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. В схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности. Порядок разработки и утверждения схем размещения НТО до настоящего времени в Республике Карелия не разработан и не утвержден.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
При этом в силу статьи 17 данного Федерального закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что основанием для исключения НТО из Схемы может являться их неправомерное (ошибочное) включение в данную Схему, поскольку выявленные должностными лицами предполагаемые нарушения, такие как: отсутствие разрешительной документации, истечение сроков договоров на право пользования земельными участками, необходимость проведения каких-либо мероприятий (аукциона) являются устранимыми и сами по себе не могут являться основаниями для их исключения из указанной Схемы.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Беккер М» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 постановления администрации Петрозаводского городского округа от 27 сентября 2017 года №3322 (в редакции постановлений от 27 сентября 2017 №3322, от 04 декабря 2017 №4008, от 27 марта 2018 №867) в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа строки 171.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень».
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Беккер М» расходы по госпошлине в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2018 года.