Дело № 2-339/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года п. Гайны
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Карташовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Колеговой Т.В.,
с участием истца Овчинникова Н.Н.,
представителя ответчика - администрации Гайнского муниципального района Ваньковой Л.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Николая Николаевича к администрации Гайнского муниципального района об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,
у с т а н о в и л :
Овчинников Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии. В обоснование своих требований указал, что он являлся участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ под № в категории «пенсионеры». Заседанием комиссии администрации Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков участников программы, с указанием на то, что на период постановки на учет он имел стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 8 лет 7 месяцев 6 дней. С данным решением он не согласен, так как в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не был включен стаж службы его в Гайнском райвоенкомате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать ответчика восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Овчинников Н.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Гайнского муниципального района – Ванькова Л.М. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, пояснила, что на момент подачи Овчинниковым Н.Н. заявления на участие в программе стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 8 лет 7 месяцев 6 дней, тогда как в соответствии с требованиями ФЗ № 125 от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» право на получение жилищной субсидии имеют граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 календарных лет. В результате проверки учетных дел было выявлено несоответствие данному Федеральному закону, в связи с чем, истец был исключен из списка участников программы.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражал против заявленных требований.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавший на момент постановки истца на учет для получения жилищной субсидии, предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Таким образом, право гражданина на получение жилищной субсидии на момент постановки истца на учет определялось временем проживания или общей продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нуждаемостью в улучшении жилищных условий (отсутствием жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Овчинников Н.Н. включен ДД.ММ.ГГГГ в список очередников на получение жилищной субсидии, по категории "пенсионеры".
Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей № от ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из списка граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы. Основанием для принятия такого решения указано, что на первоначальную дату постановки стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял 8 лет 7 месяцев 6 дней (л.д. 5-6).
Данное решение нельзя признать законным по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Овчинников Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес> (л.д.56).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Гайнский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из материалов учетного дела следует, что Овчинников Н.Н. не имеет жилья в других регионах Российской Федерации (л.д.57-58). По линии Министерства Обороны Российской Федерации жильем не обеспечивался, на очереди на получения жилья не состоит и не состоял (л.д. 53).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Время нахождения граждан на военной службе (по контракту и по призыву) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности (пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ).
Как следует из копии трудовой книжки Овчинникова Н.Н. (л.д. 14-15), справки военного комиссариата Гайнского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), Овчинников Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Гайнском райвоенкомате.
Таким образом, на дату постановки истца на учет в качестве участника программы - на ДД.ММ.ГГГГ, время проживания Овчинникова Н.Н. и общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом его службы в Гайнском райвоенкомате, составила более 25 лет. Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила и представитель ответчика.
Из указанного выше следует, что у Овчинникова Н.Н. имеются в наличии все предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшим на момент постановки истца на учет, условия для постановки его на учет для получения жилищной субсидии. Никаких условий и исключений данным законом не установлено.
Вследствие чего, суд приходит к выводу о незаконности исключения Овчинникова Н.Н. из списка участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы.
Доводы ответчика о том, что время работы Овчинникова Н.Н. в Гайнском райвоенкомате в период с 27.05.1972 по 11.10.1992 года не включается в общий стаж, необходимый для получения социальной выплаты, суд считает не состоятельными, поскольку при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Овчинниковым Н.Н. требования о возложении обязанности восстановить его в списках участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Овчинникова Николая Николаевича удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального района восстановить Овчинникова Николая Николаевича в списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, по дате постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, категории «пенсионеры».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2018 года.
Председательствующий /подпись/.
Копия верна. Судья О.А.Карташова