Дело № 2-214/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кустовой Н.И.,
при секретаре Кафаровой Т.А.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора прокуратуры Приаргунского района Забайкальского края Логуновой Е.С.,
истцов Муллагуловой Е.Ю., Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Приаргунский район» Рахмановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года в поселке Приаргунск гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов Муллагуловой Е.Ю. Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Приаргунский район» об обязывании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился с указанными заявлениями, обосновав их следующими доводами.
Прокуратурой Приаргунского района по обращению работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ Староцурухайтуйская СОШ) проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства РФ в сфере оплаты труда.
Установлено, что истицы работают в МБОУ Староцурухайтуйская СОШ в должности <данные изъяты> на основании трудовых договоров: Муллагулова Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ, Потехина С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Кожевникова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Заработная плата каждого из истцов состоит из должностного оклада, на который начисляется надбавка за вредность в размере 12%, районный коэффициент в размере 40% и надбавка за непрерывный стаж работы в размере 30%. После чего на получившуюся сумму начисляется доплата с целью выровнять размер заработной платы с размером установленного на территории Российской Федерации МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2013 года составляет 5205 рублей в месяц. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02 декабря 2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5554 рубля в месяц.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной сетки, оклада (должностного оклада) базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть менее минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а также на работах с вредными условиями труда.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в порядке и размерах установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из Устава, Учредителем МБОУ Староцурухайтуйская СОШ является муниципальный район «Приаргунский район», функции которого выполняет администрация муниципального района «Приаргунский район».
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староцурухайтуйская средняя школа переначислить и выплатить недоначисленную и недовыплаченную заработную плату за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года в пользу Муллагуловой Е.Ю., Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В. исходя из размера должностного оклада, с начислением 40% районного коэффициента, процентной надбавки за непрерывный стаж работы 30% к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда в сумме <данные изъяты> в пользу каждой.
В случае недостаточности средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа, возложить обязанность по его финансированию для выплаты заработной платы Муллагуловой Е.Ю., Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В. на администрацию муниципального района «Приаргунский район», обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староцурухайтуйская средняя школа производить начисление и выплату заработной платы Муллагуловой Е.Ю., Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением 40% районного коэффициента и 30-процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
Определением Приаргунского районного суда от 02 апреля 2014 года с согласия сторон гражданские дела объединены в одно производство.
Определением Приаргунского районного суда от 28 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
В судебном заседании процессуальный истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Истицы Муллагулова Е.Ю., Потехина С.А., Кожевникова Т.В. согласны с исками прокурора, просят суд удовлетворить их.
Представитель ответчика – директор МБОУ Староцурухайтуйская СОШ Якимова О.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была оповещена о времени и месте судебного заседания, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без ее участия, с исковыми требованиями прокурора согласна, поэтому в силу ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело без её участия.
Представитель администрации муниципального района «Приаргунский район» Рахманова И.С. не согласна с требованиями прокурора к администрации района по тем основаниям, что финансирование денежных средств на выплату заработной платы уборщикам служебных помещений осуществляется за счет краевого бюджета.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края оповещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сведения о причинах неявки представителя в суд не представлены, поэтому в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Заслушав стороны, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в частности граждан.
Установлено, что работники Староцурухайтуйской средней общеобразовательной школы, в том числе и истицы, обратились к прокурору Приаргунского района с заявлением о нарушениях в начислении им заработной платы.
Согласно п. 1.9 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староцурухайтуйской средней общеобразовательной школы имени Н.К. Пешкова, полное официальное наименование Школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова. Сокращенное наименование школы: МБОУ Староцурухайтуйская СОШ.
Из материалов дела следует, что истицы Муллагулова Е.Ю., Потехина С.А., Кожевникова Т.В. осуществляют трудовую деятельность в МБОУ Староцурухатуйская СОШ в должности <данные изъяты>, что подтверждается расчетными листами, трудовыми договорами, выписками из приказов о приёме на работу, карточками-справками, трудовыми книжками. На должностной оклад истиц, составляющий в декабре 2013 года <данные изъяты> рублей, с января 2014 года <данные изъяты> рубля, начисляется районный коэффициент 40%, процентная надбавка 30%, 12% за вредные условия труда и доплата до МРОТ, что не превышает МРОТ (л.д. 12-13, 14-15, 47-49, 50, 51, 52, 70-71, 74-76, 101-103, 104, 105, 107-108, 124, 125, 151-152, 156-158, 159, 160, 161).
Исследованными доказательствами подтверждается, что размер начисленной и выплаченной истицам заработной платы без учета районного коэффициента 40% и 30-процентной надбавки за непрерывный стаж работы был ниже минимального размера оплаты труда (с 01 января 2013 года 5205 рублей, с 01 января 2014 года 5554 рубля), установленного на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер отплаты труда), как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть менее минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной сетки, оклада (должностного оклада) базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье, тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу рабочего времени без учета компенсационных и стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей, определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый (базовый должностной оклад) базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в порядке и размерах установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 01 января 2013 года 5205 рублей, с января 2014 года 5554 рубля). При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы начисляются к заработной плате установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Установлено, что при полностью отработанной норме часов и выполнении трудовых обязанностей истицам недоначислена и не выплачена заработная плата за <данные изъяты> каждой истице недоначислена и невыплачена заработная плата в сумме <данные изъяты> поэтому суд считает необходимым взыскать с МБОУ Староцурухайтуйская СОШ имени Н.К. Пешкова в пользу Муллагуловой Е.Ю., Кожевниковой Т.В., Потехиной С.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> каждой.
Исковые требования прокурора Приаргунского района Забайкальского края в части возложения обязанности на ответчика производить начисление и выплату заработной платы истицам в соответствии с положениями Трудового кодекса подлежат удовлетворению, тем самым устраняется нарушение их трудовых прав.
Согласно пунктов 1.1, 1.12 Устава следует, что МБОУ Староцурухайтуйская СОШ является бюджетным учреждением. Учредителем Учреждения является муниципальный район «Приаргунский район», функции и полномочия учредителя выполняет Администрация муниципального района «Приаргунский район».
В соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы представителя администрации муниципального района «Приаргунский район» Рахмановой И.С. не признавшей требования прокурора в части обязывания администрации района профинансировать МБОУ Староцурухайтуйская СОШ недостающими денежными средствами для выплаты недоначисленной заработной платы истицам, заслуживают внимания суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01 января 2014 года в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования входит обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского край от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.
Согласно статьи 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетом для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация и предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям, за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения; и общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пункт 11 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 18.10.2007г. № 230-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 20 указанного федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно Закона Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918 –ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2014 год муниципальному району «Приаргунский район» выделены субвенции в общем размере 193957,0 тыс. рублей, в том числе для фонда оплаты труда с начислениями 188307,7 тыс. рублей.
Исходя из вышеизложенного требования прокурора об обязывании администрации муниципального района «Приаргунский район» произвести финансирование МБОУ Староцурухайтуйская СОШ недостающими денежными средствами для выплаты истицам недоначисленной заработной платы за указанный выше период, суд считает неправомерными и возлагает на администрацию района обязанность при недостаточности денежных средств у МБОУ Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова для указанных выше выплат истицам, произвести финансирование школы за счет субвенций, выделяемых на эти цели из бюджета Забайкальского края.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая плохое материальное положение ответчика МБОУ Староцурухайтуйская СОШ суд взыскивает с него государственную пошлину в уменьшенном размере в сумме 400 рублей в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Муллагуловой Е.Ю. в сумме <данные изъяты>;
Потехиной С.А. в сумме <данные изъяты>;
Кожевниковой Т.В. в сумме <данные изъяты>
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова производить начисления и выплаты заработной платы Муллагуловой Е.Ю., Потехиной С.А., Кожевниковой Т.В. не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением к ней районного коэффициента 40%, 30-процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Обязать Администрацию муниципального района «Приаргунский район» при недостаточности финансовых средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Пешкова денежными средствами для выплаты Муллагуловой Е.Ю., Кожевниковой Т.В.,Потехиной С.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> каждой, за счет субвенций из бюджета Забайкальского края.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение Староцурухайтуйская средняя школа имени Н.К. Пешкова в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2014 года.
Копия верна Судья: Н.И. Кустова