ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2019 г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
При секретаре Варламовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2048/2019 по административному иску Шарапова ФИО5 к призывной комиссии по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам Самарской области о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Шарапов ФИО6. обратился с административным иском к призывной комиссии по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам Самарской области, ссылаясь на то, что при прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2019 года, после медицинской и призывной комиссии в военкомате он был признан годным к прохождению срочной военной службы и ему была выдана повестка на 23.06.2019 для отправки к месту прохождения службы. В отношении него проводилось медицинское освидетельствование, однако специалистами медицинской комиссии не были учтены его жалобы на состояние здоровья и медицинские документы, предоставленные им, направления на дополнительные обследования выданы не былт. Он является студентом очной формы обучения Профессионального образовательного учреждения Самарской области «Сызранский политехнический колледж» и ему была предоставлена отсрочка на период обучения от призыва на военную службу. Просит признать незаконным решение медицинской и призывной комиссии г. Сызрань, г. Октябрьску, Сызранскому и Шигонскому районам Самарской области о признании его годным к воинской службе; отменить действие повестки для отправки на 23.06.2019.
В ходе подготовки дела к слушанию судом установлено, что решение о призыве Шарапова ФИО7 на военную службу от 13.06.2019 по окончании призыва отменено призывной комиссией Самарской области (протокол N 41а от 15.07.2019).
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи с принципами организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, указывает на то, что вопросы о наличии оснований для освобождения от призыва в отношении призывника являются предметом самостоятельной проверки и оценки непосредственно в тот или иной призывной период.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения, чего в настоящем деле после отмены оспариваемого решения не наблюдается.
Согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, суд полагает прекратить производство по данному делу, поскольку обжалуемое Шараповым ФИО8. решение отменено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Прекращение производства по настоящему административному делу не исключает для административного истца возможности обжаловать иные решения, действия (бездействие) призывной комиссии, с которыми он будет не согласен при условии нарушения его прав. Шарапов ФИО9 при осуществлении в будущем в отношении него мероприятий по призыву не лишен возможности пройти медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент призыва.
Стороны против прекращения производства по делу не возражают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по гражданскому делу № 2а-2048/2019 по административному иску Шарапова ФИО10 к призывной комиссии по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам Самарской области о признании незаконным решения.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней.
Судья Левина С.А.