Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2020 (2-1356/2019;) ~ М-1334/2019 от 03.12.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» января 2020 года      г.Похвистнево Самарской области

Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Борисовой В.В., при секретаре Салиховой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-14/2020 по исковому заявлению Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области к Ворониной Екатерине Александровне, Гарифуллину Фидаилю Фаридовичу, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании социальной выплаты,

установил:

Представитель Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области Николаева Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании социальной выплаты. В обоснование иска указала, что на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ Ворониной Екатерине Александровне, как участнице подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) 90 кв.м., жилья в сельской местности в размере 1 856 547 (один миллион восемьсот пятьдесят шесть тысяч пятьсот сорок семь) рублей. Исходя из предоставленного ответчиком договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ фактическая стоимость 1 кв.м. приобретенной ответчиком жилой площади составила 16211 рублей 55копеек. Следовательно, размер социальной выплаты, подлежащей предоставлению Ворониной Е.А., должен был составить 1021327 рублей 65 копеек. Таким образом, ответчиком излишне была получена социальная выплата на приобретение жилья в сумме 835219 рублей 35 копеек. В ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости возврата в бюджет района до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 835219 рублей 35 копеек. По настоящее время денежные средства в добровольном порядке не возвращены.

Представитель истца Николаева Е.В. в судебном заседании на исковых требований настаивала и просила взыскать солидарно с Ворониной Е.А., Гарифуллина Ф.Ф., ФИО2, ФИО2, ФИО4 в пользу Муниципального района Похвистневский денежные средства в размере 835 219 рублей 35 копеек.

Ответчики Воронина Е.А. и Гарифуллин Ф.Ф. в судебном заседании исковые требования Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации м.р.Похвистневский Самарской области не признали, пояснили, что своими силами и за счет собственных средств провели реконструкцию дома, а именно надстроили второй этаж, в результате чего увеличилась общая площадь дома, а впоследствии предыдущий собственник провел государственную регистрацию с учетом увеличения площади дома.

Представитель третьего лица - главный специалист правового управления министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Изосимова А.С., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении гражданского дела без ее участия, с исковыми требованиями Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации м.р.Похвистневский Самарской области согласилась.

Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося по делу представителя третьего лица.

В судебном заседании свидетель ФИО11 пояснила, что она являлась предыдущим собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ она пустила проживать в свой дом семью Гарифуллиных, впоследствии они договорились о покупке её дома. При заключении предварительного договора площадь дома составляла 91,1 кв.м.. Позднее Гарифуллины с её согласия увеличили площадь дома до 163,6 кв.м. за свой счет и своими силами, но государственную регистрацию проводила она на себя, поскольку она проживает в городе и ей удобнее все это было оформить, у Ворониной Е.А. маленькие дети и они проживают в селе и ей затруднительно все это регистрировать.

Свидетели ФИО4 и ФИО12 в судебном заседании пояснили, что семья Гарифуллиных в ДД.ММ.ГГГГ своими силами и за свой счет провели улучшения в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Был построен второй этаж дома и площадь дома значительно увеличилась, были произведены значительные улучшения дома.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Из Соглашения о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования в Самарской области по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Самарской области в 2018 году бюджету Похвистневского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета РФ. Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и предоставлению отчетности, является Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области.

Установлено, что Воронина Е.А. с составом семьи пять человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Ворониной Е.А. в Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области было подано заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», состав семьи - 5 человек.

Согласно заявлению Воронина Е.А. с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральный целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» ознакомлена и обязуется их выполнять, что подтверждается ее подписью.

В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ Ворониной Е.А.,как участнику подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, была предоставлена социальная выплата на приобретение 90 кв.м. жилья в сельской местности в размере 1856547 рублей, которая рассчитывалась из расчета 90 кв.м. х 29469 рублей х 70%.

Согласно договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ Воронина Е.А. и ФИО2, ФИО2, ФИО4 и Гарифуллин Ф.Ф.приобрели в общую долевую собственность (1/5 доля в праве каждого) жилой дом общей площадью 163,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за 1856547 рублей. Расчет с покупателем был произведен частично за счет собственных средств 795663,00 рублей, средств федерального бюджета в размере 1189498,95 рублей, средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 640499,43 рублей и средств местного бюджета в размере 26548,62 рублей, предоставленная на приобретение жилого помещения за счет средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предоставленной в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Разрешением Администрации муниципального районного Похвистневский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истец дал согласие перевести с именного блокированного лицевого счета, открытого в отделении №6991 Сбербанка России г.Самара структурного подразделения №6991/0417 на имя Ворониной Е.А. денежные средства в размере 1856547 рублей на счет, открытый на имя ФИО11 на приобретение жилого дома на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Общими долевыми собственниками (1/5 доля в праве у каждого) жилого дома площадью 163,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, являются Воронина Е.А., ФИО2, ФИО2, ФИО4 и Гарифуллин Ф.Ф., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделаны записи регистрации права общей долевой собственности на земельный участок № и жилой дом №

Факт предоставления Ворониной Е.А. социальной выплаты в размере 1 856 547,00 рублей в судебном заседании так же был подтвержден обеими сторонами.

В судебном заседании установлено, что между ФИО11 и Ворониной Е.А., Гарифуллиным Ф.Ф., ФИО2, ФИО2, ФИО4 был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, где указана площадь жилого дома 91,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Семья Гарифуллиных проживала в вышеуказанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ произвела улучшения и реконструкцию жилого дома, надстроили второй этаж жилого дома за свои собственные средства. Что подтверждается материалами дела (том 1, л.д. 102-125) и показаниями свидетелей, справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной Администрацией сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский (том 1, л.д. 98). Согласно материалам дела примерная сумма произведенных улучшений семьей Гарифуллиных составила на сумму около 800 000 рублей.

Но государственную регистрацию вышеуказанного жилого дома с учетом произведенной реконструкции провела предыдущий собственник ФИО11 на свое имя, хотя фактически реконструкцию проводила семья Гарифуллиных, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

Поэтому суд считает, что предоставленная Ворониной Е.А. социальная выплата в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012, должна быть рассчитана исходя из фактической стоимости квадратного метра приобретенного ответчиками жилого помещения. Следовательно размер социальной выплаты в данном случае не должен подлежать перерасчету.

Действия ответчиков не носят виновный характер, социальная выплата за счет бюджетных средств на строительство (приобретения) жилья была направлена ответчиками по целевому назначению, нецелевое использование бюджетных средств со стороны ответчиков судом не установлено.

Суд также учитывает и то обстоятельство, что Воронина Е.А. и Гарифуллин Ф.Ф. являются членами молодой семьи, постоянно проживающими в сельской местности и продолжающие осуществлять в этой местности трудовую деятельность, семья Гарифуллиных является многодетной семьёй, что подтверждается справкой ГКУ «Главное управление социальной защиты населения Северо-Восточного округа» «Управление по муниципальному району Похвистневкий» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 126), общий среднемесячный доход Гарифуллина Ф.Ф. составляет 12 000 рублей, супруга Воронина Е.А. находится в отпуске по уходу за ребенком и с учетом приведенных выше норм материального права суд считает, что взыскание денежных средств в виде социальной выплаты в размере 835 219,35 рублей с ответчиков, которые были им предоставлены, приведет к противоречию основных целей и задач как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых семей в сельской местности, целевому назначению предоставленной Ворониной Е.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Учитывая изложенное, суд признает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

                 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Муниципальному району Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области к Ворониной Екатерине Александровне, Гарифуллину Фидаилю Фаридовичу, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании социальной выплаты.

Полный текст решения изготовлен 31.01.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца.

Судья                                                                                                   В.В.Борисова

2-14/2020 (2-1356/2019;) ~ М-1334/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области
Ответчики
Воронина Е.А.
Гарифуллин Ф.Ф.
Другие
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Суд
Похвистневский районный суд Самарской области
Судья
Борисова В. В.
Дело на странице суда
pohvestnensky--sam.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020Дело оформлено
17.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее