Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,
при секретаре Котовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Черкасова Виталия Викторовича к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в лице 1 отдела по <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ являлся военнослужащим и в период службы был в установленном законом порядке признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Совместно с истцом проживают и являются членами его семьи дочь Черкасова Е.В., внуки Зеленцова В.Е., Фомкин А.В.
В связи с тем, что до настоящего времени истец и члены его семьи не обеспечены жилым помещением, ответчиком истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, истец просил суд восстановить его и членов его семьи в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, признать за истцом и членами его семь право на обеспечение жилым помещением, предоставляемом для постоянного проживания, обязать ответчика принять меры по обеспечению истца и членов его семьи жильем.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в иске отказать. Пояснила, что истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, в настоящее время военнослужащим не является, в связи с чем, у него отсутствует право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны РФ. Сведения о признании истца нуждающимся в жилом помещении в период его службы в армии у ответчика отсутствуют.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Военного комиссариата <адрес>, действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Черкасов В.В. является пенсионером Министерства обороны РФ, приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ. истец уволен в запас календарная выслуга лет составляет <данные изъяты>, выслуга в льготном исчислении <данные изъяты>
В настоящее время истец и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> продолжают оставаться зарегистрированными в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. В настоящее время истец жилым помещением (не специализированного жилищного фонда) не обеспечен.
Судом при рассмотрении дела установлено, что при увольнении с военной службы Черкасов В.В. в листе беседы и рапортах об увольнении ходатайствовал об обеспечении его жилым помещением по установленным законом нормам.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
Согласно п. 3.1 ст. 24 указанного Федерального закона членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), действовавшей на момент прохождения истцом военной службы, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.Поскольку право на жилище, гарантированное ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет с нуждающихся.
Судом установлено, что истец на момент увольнения имел основания быть признанным нуждающимся жилом помещении для постоянного проживания, указывал на необходимость в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, однако решение жилищной комиссией воинской части по данному вопросу не принималось, сведения об истце, как о нуждающемся в жилых помещения, предназначенных для постоянного проживания в ФГКУ «Центррегоинжилье» не передавались.
Из материалов дела усматривается, что при увольнении с военной службы Черкасов В.В. в листе беседы ходатайствовал о включении его в списки очередников на получение жилого помещения в <адрес>.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации Черкасов В.В. поставил в известность командование о своем желании получить жилое помещение в постоянное пользование (по договору социального найма).
Из материалов дела усматривается, что истец и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений, проживают в служебной квартире. Доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением по договору социального найма суду не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что Черкасов В.В., ввиду соответствующего срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, отсутствия у него и членов его семьи в собственности и в постоянном пользовании жилого помещения, приобрел право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом заявительный порядок реализации этого права истцом был соблюден путем подачи соответствующего рапорта командиру воинской части.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Черкасов В.В. имел все основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, и приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
С учетом положений п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает исковые требования о признании за истцом и членами его семьи права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с положениями п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № от 29.05.2014г. при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению и доказыванию в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, является факт вселения Черкасовым В.В. в жилое помещение Зеленцову В.Е., Фомкина А.В. в качестве члена семьи нанимателя и ведения ими общего хозяйства.
При этом, под ведением общего хозяйства, являющегося обязательным условием признания членом семьи нанимателя следует, в частности, понимать наличие у указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.д.
Стороной истца в судебное заседание предоставлены доказательства, подтверждающие факт вселения ЧеркасовойЕ.В., Зеленцовой В.Е. и Фомкина А.В. Черкасовым В.В. в жилое помещение, в котором проживает истец, в качестве членов его семьи, а также факт ведения общего хозяйства. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Ахмеевой Н.В., Черкасовой О.Г., допрошенных в судебном заседании, справками с места жительства, характеристикой с места жительства Черкасова В.В., характеристикой и справкой из СП ДС «Радуга» ГБОУ СОШ <адрес>, согласно которым Зеленцова В.Е. и Фомкин А.В., Черкасова Е.В., проживают и зарегистрированы совместно с Черкасовым В.В., ведут общий бюджет, живут одной семьей. Черкасов В.В. приводит Зеленцову В.Е. в учебные заведения, забирает ее после учебы, контролирует ее успеваемость и посещаемость.
С учетом собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, суд полагает установленным факт совместного проживания Черкасова В.В. совместно с Зеленцовой В.Е. и Фомкиным А.В.
Также суд полагает, что в связи с удовлетворением требований истца о признании за ним и членами его семьи права на получение жилого помещения, также подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ обязанности по внесению сведений об истце и членах его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с датой постановки на учет с 25.10.2017г. (датой вынесения судебного решения). При определении данной даты суд исходит из того, что непосредственного к ответчику истец с заявлением о постановке на учет не обращался. Кроме того, суд полагает не подлежащими удовлетворению требования истца о восстановлении его и членов его семьи в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку согласно пояснениям представителя ответчика, истец в данном списке не состоял.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черкасова Виталия Викторовича к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в лице 1 отдела по <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением удовлетворить частично.
Признать за Черкасовым Виталием Викторовичем и членами его семьи Черкасовой ЕВ, Зеленцовой ВЕ, Фомкиным АВ право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым для постоянного проживания.
Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в лице 1 отдела по <адрес> включить Черкасова Виталия Викторовича и членов его семьи Черкасову ЕВ, Зеленцову ВЕ, Фомкина АВ в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2017г.