Дело №2-135-2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2011 года <адрес>
Судья Конышевского районного суда <адрес> Попрядухин А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Мокиной Т.А.,
представителя <данные изъяты>, по доверенности Шулешова В.Н.
при и.о. секретаря Шилиной А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> обязании <данные изъяты> обустроить административное здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусами, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Конышевский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> обязании <данные изъяты> обустроить административное здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусами.
В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в <данные изъяты>
В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> № «О передаче государственного имущества», в муниципальную собственность <данные изъяты> было передано административное здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Право собственности <данные изъяты> на указанный объект недвижимости возникло с <дата>, в соответствии с п.9 решения <данные изъяты> от <дата> № «О передаче государственного имущества».
Часть вышеуказанного административного здания <данные изъяты> передана в пользование <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> - на основании договоров безвозмездного пользования имуществом, часть здания передана в аренду <данные изъяты> - на основании договора аренды.
Указывает, что статьей 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948 г., установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 15 указанного Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие
дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта, средствам связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 г. “Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры”.
В силу пп.2,3 п.1 ст.1 Закона <адрес> от <дата> № «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в <адрес>» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения доступа инвалидов относятся, в том числе административные здания органов местного самоуправления, объекты и учреждения социальной защиты населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Закона <адрес> состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в <адрес> должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребности в беспрепятственном передвижении в <адрес>, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и региональным нормативам градостроительного проектирования <адрес>.
Между тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что <данные изъяты>, в собственности которого находится административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, вышеуказанные нормы закона не соблюдаются. Административное здание, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, что подтверждается актом осмотра от <дата> с приложением фототаблицы.
В связи с чем, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски и других маломобильных больных (женщин с колясками, пожилых людей) в здание, в котором располагаются такие объекты социальной инфраструктуры как <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> невозможен в виду отсутствия пандусов.
В соответствии сч.4 ст. 32 Устава <адрес>, <данные изъяты> управляет муниципальной собственностью в соответствии с законодательством РФ.
Бездействие <данные изъяты>, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа указанной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, нарушает их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мокина Т.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель <данные изъяты> Шулешов В.Н. рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав объяснения представителей: заявителя - помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица - Шулешова В.Н., оценив письменные материалы гражданского дела, находит заявленные прокурором <адрес> требования о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> обязании <данные изъяты> обустроить административное здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусами, законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурором <адрес> оспаривается бездействие <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> обязании <данные изъяты> обустроить административное здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусами.
Частью 2 статьи 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1,2 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" ч.1 статья 72 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В то же время согласно ст.ст. 2,7,12,18,19,130 - 133 Конституции РФ органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По смыслу закона закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из ст. 2, 24 и 48Градостроительного кодекса РФ и ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
При этом вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, согласно ст. 7, 72, 133 Конституции РФ, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.3 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ").
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 15 указанного Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие
дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Судом установлено, что <данные изъяты> согласно Устава <данные изъяты> и решения <данные изъяты> от <дата> № владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в соответствии с действующим законодательством, в том числе административным зданием, расположенным по адресу <адрес> /л.д. 11-66/.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что <данные изъяты>, в собственности которого находится административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, вышеуказанные нормы закона не соблюдаются. Административное здание, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, что подтверждается актом осмотра от <дата> с приложением фототаблицы /л.д. 8-10/.
В связи с чем, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски и других маломобильных больных (женщин с колясками, пожилых людей) в здание, в котором располагаются такие объекты социальной инфраструктуры как <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> невозможен в виду отсутствия пандусов.
В соответствии сч.4 ст. 32 Устава <адрес>, <данные изъяты> управляет муниципальной собственностью в соответствии с законодательством РФ.
При этом суд полагает, что бездействие <данные изъяты>, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа указанной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, нарушает их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст.17 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.253 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным суд считает заявленные требования в прокурора Конышёвского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие <данные изъяты>, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать <данные изъяты> обустроить административное здание, расположенное по адресу: <адрес> пандусами до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в 10 суточный срок с момента его вынесения через Конышевский районный суд.
Судья: Попрядухин А.А.