копия
дело № 12-451/2019
24MS0066-01-2019-001075-76
РЕШЕНИЕ
14 октября 2019 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., при секретаре Дубовике И.Р., рассмотрев жалобу защитника ООО «Телекомпания 8 канал» Матвейко А7 на постановление мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 29.05.2019 года о привлечении ООО «Телекомпания 8 канал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка У в Октябрьском районе г. Красноярска от 29.05.2019 года ООО «Телекомпания 8 канал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник юридического лица – Матвейко А8 обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения. В качестве доводов жалобы приведены следующие обстоятельства. Во-первых, постановлением Третьего апелляционного суда от 25.07.2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Телекомпания 8 канал», возбужденное Енисейским управлением Роскомнадзора за действия, которые в дальнейшем послужили основанием для выдачи предписания от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 и возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за его неисполнение. Во вторых, определением Красноярского УФАС № 9737 от 24.06.2019 года прекращено производство по делу о нарушении ООО «Телекомпания 8 Канал» законодательства о рекламе, возбужденному по материалам, направленным в антимонопольный орган Енисейским управлением Роскомнадзора. Также сторона защиты указывает, что программы телеканала «Восьмой канал Красноярск», в которых присутствует «бегущая строка», упоминание об определенном лице как о спонсоре, а также иной способ наложения рекламы, как логотип спонсора, следует считать рекламой, вследствие чего данные программы соответствуют рекламной концепции вещания канала. Кроме того, по мнению заявителя, предписание от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 не содержит исчерпывающий перечень нарушений, не конкретизированы фактические обстоятельства, явившиеся основанием для составления протокола об административном правонарушении, нечетко и расплывчато указаны действия, которые заявитель обязан был исполнить для выполнения требований Роскомнадзора, вследствие чего предписание не соответствует требованиям законодательства РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Телекомпания 8 канал» Косенко А9. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Енисейского управления Ростехнадзора Сафьянова А10. возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности вопрос о наличии события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действие (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно протоколу об административном правонарушении № АП-24/7/259 от 18.04.2019 года ООО «Телекомпания 8 канал» не выполнило в установленный срок до 06.03.2019 года требования предписания от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 об устранении выявленного нарушения, вынесенного органом, осуществляющим государственный надзор – Енисейским управлением Роскомнадзора.
Согласно предписанию Енисейского управления Роскомнадзора от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 вменена обязанность устранить нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 1025, в части несоблюдения программной направленности телеканала «8 канал Красноярск», а также требований ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.1994 года «Об обязательном экземпляре» в части своевременности предоставления обязательного экземпляра. Срок устранения нарушений установлен по 06.03.2019 года.
В соответствии с актом систематического наблюдения от 05.04.2019 года № А-24/7/МК-11/24/41 года Енисейским управлением Роскомнадзора установлено, что ООО «Телекомпания 8 канал» не устранило нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 1025, в части несоблюдения программной направленности телеканала «8 канал Красноярск».
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание.
Подпунктом 2 п. 9 ст. 31 Закона о СМИ установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении вещания являются также: соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» во исполнение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 N "О средствах массовой информации" утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение N 1025).
В соответствии с п. 4 Положения N 1025 к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, помимо прочих, относится соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала; соблюдение объемов вещания, соблюдение программной направленности телеканала.
Таким образом, соблюдение объемов вещания и программной направленности телеканала, указанных в лицензии, является для лицензиата обязательным.
ООО «Телекомпания 8 канал» имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии ТВ N 29134 в общем объеме 168 часов в неделю по направлению вещания «Рекламное» (Рекламные ролики, рекламные сообщения, рекламные конкурсы, телемагазины и др.). Приложением N 1 к лицензии N 29134 установлено требование о соблюдении программной направленности вещания телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК".
На основании задания Енисейского управления Роскомнадзора на проведение внепланового систематического наблюдения в отношении ООО "Телекомпания 8 канал" от 28.12.2018 N МК-29/24 по поручения Роскомнадзора от 27.12.2018 N 04-111833 в период с 14.01.2018 по 29.01.2019 проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении ООО "Телекомпания 8 канал".
Управлением по Красноярскому краю филиала ФГУП "ГРЧЦ" в СФО на основании задания Енисейского управления Роскомнадзора осуществлена запись эфира вещания передач в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IPTV) ПАО "Ростелеком" на территории г. Красноярска на 25 канале в период с 14.01.2019 по 20.01.2019.
Согласно акту систематического наблюдения от 29.01.2019 N А24/7/МК/-29/24/2, справке о результатах систематического наблюдения, справке о результат анализа записей эфира в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IPTV) ПАО "Ростелеком" на территории г. Красноярска на 25 канале в период с 14.01.2019 по 20.01.2019, иным представленным в материалы дела документам, анализ записи вещания передач, вышедших в эфир в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IPTV) ПАО "Ростелеком" на территории г. Красноярска на 25 канале в период с 14.01.2019 по 20.01.2019, показал, что вещание продукции СМИ телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК" по направлению вещания "Рекламное" осуществлялось, в эфир выходили рекламные сообщения и материалы в объеме 75 часов 43 минуты 55 секунд, что составляет 45,9%. Также осуществлялось вещание передач по иным направлениям в объеме 89 часов 10 минут 50 секунд.
Так, выходившие в эфир передачи можно отнести к направлениям вещания:
- "Информационное": программы "Новости", "Прогноз погоды", "Народный контроль", "Актуально" и "Место происшествия;
- "Информационно-аналитическое": программы "Коммунальная квартира", "Точка зрения ЛДПР" и "Актуальный обзор";
- "Публицистическое": программа "Интервью";
- "Развлекательное": программы "Удивительные места", "Афиша", "За кулисами", "Ждем гостей" и "Секретная кухня";
- "Спортивное": программа "Центральная трибуна" и трансляция женского волейбольного матча "Енисей-Ленинградка".
В соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии ТВ N 29134 (далее - лицензия N 29134) ООО "Телекомпания 8 канал" должно осуществлять ежедневное круглосуточное вещание в общем объеме 168 часов в неделю. Вещание продукции СМИ телеканала «8 канал Красноярск» должно осуществляться в объеме 168 часов в неделю по направлению вещания "Рекламное" (Рекламные ролики, рекламные сообщения, рекламные конкурсы, телемагазины и др.).
Выявленное несоблюдение программной направленности вещания послужило основанием для выдачи ООО «Телекомпания 8 канал» предписания от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 об устранении выявленного нарушения.
В дальнейшем, анализ записи вещания передач, вышедших в эфир в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения ПАО «Ростелеком» на территории г. Красноярска на 996 канале в период с 18.03.2019 по 24.03.2019, показал, что вещание продукции СМИ телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК" по направлению вещания "Рекламное" осуществлялось, в эфир выходили рекламные сообщения и материалы в объеме 80 часов 15 минут 20 секунд, что составляет 49% от эфирного времени. Также осуществлялось вещание передач по иным направлениям в объеме 83 часов 12 минут 15 секунд.
Так, выходившие в эфир передачи, в соответствии с Пояснениями к заполнению бланка "Сведения о программной направленности телеканала" относятся к направлениям вещания:
- "Информационное": программы "Новости", "Прогноз погоды", "Народный контроль", "Актуально";
- "Информационно-аналитическое": программы "Коммунальная квартира" и "Актуальный обзор";
- "Публицистическое": программа "Интервью";
- "Развлекательное": программы "Афиша", "За кулисами", "Ждем гостей" и "В своей тарелке";
- "Спортивное": программа "Центральная трибуна" и трансляция женского волейбольного матча.
Указанное обстоятельство расценено Енисейским управлением Роскомнадзора как неисполнение предписания от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 и явилось основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при таких обстоятельствах Енисейское управление Роскомнадзора и мировой судья верно пришли к выводу о наличии в бездействии ООО «Телекомпания 8 канал» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом суд находит несостоятельными доводы стороны защиты о том, что программы телеканала «Восьмой канал Красноярск», в которых присутствует «бегущая строка», упоминание об определенном лице как о спонсоре, а также иной способ наложения рекламы, как логотип спонсора, следует считать рекламой, вследствие чего данные программы соответствуют рекламной концепции вещания канала.
Действительно, понятие «рекламного средства массовой информации» в законодательстве отсутствует. Специальный правовой режим рекламных средств массовой информации в действующем законодательстве существует в силу пункта 11 статьи 14 и пункта 10 статьи 15 Закона о рекламе, которые определяют, что ограничения по объему рекламных сообщений не распространяются на средства массовой информации, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.
Таким образом, суд соглашается с тем, что лицензионные требования относительно соблюдения объемов вещания применительно к рекламному средству массовой информации считаются соблюденными, если объем вещания рекламных сообщений и информации составляет не менее 80% от общего объема вещания телеканала.
Но при этом, вещание рекламных сообщений и информации не менее 80% от общего объема не исключает обязанность СМИ, в настоящем случае телеканала, указывать при получении лицензии на осуществление вещания в бланке "Сведения о программной направленности телеканала" наряду с рекламной направленностью и иные направления вещания (согласно тематике) в случае, если оставшийся объем вещания не является рекламной продукцией.
Иное понимание данной нормы привело бы к ситуации, когда получение лицензии на осуществление телевизионного вещания с рекламной направленностью, позволило бы рекламному СМИ осуществлять вещание программной продукции любой направленности без наличия ограничений, установленных частями 1 - 10, 14.1 ст. 14 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", что ставило бы в неравное положение иные СМИ, осуществляющие вещание нерекламной направленности, но также имеющие в силу ст. 14 Закона о рекламе право на распространение в телепрограмме рекламы, однако уже с вышеуказанными ограничениями.
Данное толкование указанной нормы подтверждается и тем, что распоряжение Росохранкультуры от 15.08.2006 N 160, которым определены порядок заполнения бланка документа, подтверждающего право на осуществление деятельности по телерадиовещанию, и основные тематические направления вещания, принят в целях упорядочения работы по лицензированию телевизионного вещания и (или) радиовещания в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».
В рассматриваемом случае, в соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии ТВ № 29134 ООО «Телекомпания 8 канал» должно осуществлять ежедневное круглосуточное вещание в общем объеме 168 часов в неделю по направлению вещания "Рекламное", т.е. 100 % от объема вещания.
Как следует из материалов и пояснений стороны защиты, выпускаемые в эфир телепрограммы, в том числе информационной направленности совмещались с рекламой способом "бегущей строки", а также спонсорской рекламы путем наложением на кадр логотипа спонсора, вследствие чего, по мнению заявителя, при определении соотношения направления вещания "рекламное"/"не рекламное, продукцию телеканала, сопровождаемую рекламой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы следовало относить к "рекламному" контенту.
Однако суд не может согласиться с указанной трактовкой по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Содержание программ «Новости», «Прогноз погоды», «Народный контроль», «Актуально», «Коммунальная квартира», «Актуальный обзор», «Интервью», «Афиша», «За кулисами», «Ждем гостей» и т.д. по своему содержанию не является рекламой, в том числе и при совмещении с рекламой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы.
Принятие вышеуказанной позиции стороны защиты относительно понятия «рекламный контент» привело бы, как указывалось выше, к ущемлению прав СМИ, осуществляющих вещание нерекламной направленности, но также имеющих в силу ст. 14 Закона о рекламе право на распространение в телепрограмме рекламы, однако уже с ограничением ее объема.
В соответствии с Пояснениями к заполнению бланка «Сведения о программной направленности телеканала» (распоряжение Росохранкультуры от 15.08.2006 N 160), передачи выходившие в эфире телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ» можно отнести к следующим направлениям вещания:
- «Информационное»: программы «Новости», «Прогноз погоды», «Народный контроль», «Актуально» и репортаж про Ачинск;
- «Информационно-аналитическое»: программы «Коммунальная квартира» и «Актуальный обзор за неделю»;
-«Публицистическое»: программа «Интервью»;
- «Развлекательное»: программы «Афиша», «За кулисами», «Ждем гостей» и «В
своей тарелке»;
- «Спортивное»: программа «Центральная трибуна» и трансляция женского волейбольного матча.
Кроме того, при демонстрации на телеканале «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ» программы «Центральная трибуна» ведущим прямо объявлялось, что она является спортивно-развлекательной, что свидетельствует об отнесении данной программы самой редакцией СМИ не к рекламному направлению вещания.
Спортивно-развлекательная передача «Центральная трибуна» транслировалась:
- 14.01.2019 с 16:25 по 16:40 и 18:43 по 18:59;
- 15.01.2019 с 16:27 по 16:43;
- 17.01.2019 с 22:27 по 22:42;
- 18.01.2019 с 16:26 по 16:42 и с 18:42 по 18:58;
- 19.01.2019 с 16:17 по 16:33, с 19:17 по 19:33 и с 23:18 по 23:34;
- 20.01.2019с 16:03 по 16:19, с 19:01 по 19:17.
Также на телеканале «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ» 20.01.2019 с 23:00 по 24:00 транслировался волейбольный матч, также относящийся к спортивно-развлекательным передачам.
Кроме того, ежедневно с 14.01.2019 по 18.01.2019 в 18:00 выходила в эфир передача «Прогноз погоды», относящаяся к информационным передачам, при трансляции которой бегущая строка и логотип спонсора отсутствовали.
В результате анализа записи вещания передач телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ» с 18.03.2019 по 24.03.2019, осуществленного при проведении внепланового систематического наблюдения по проверке исполнения выданного ООО «ТК 8 КАНАЛ» предписания было установлено что, спортивно-развлекательная передача «Центральная трибуна» транслировалась:
- 19.03.2019 с 18:40 по 18:54;
- 20.03.2019 с 18:40 по 18:54;
- 21.03.2019 с 22:26 по 22:43;
- 22.03.2019 с 12:27 по 12:44 и с 16:27 по 16:44;
- 23.03.2019 с 19:00 по 19:16 и с 23:20 по 23:37;
- 24.03.2019 с 13:15 по 13:32, с 19:00 по 19:17 и с 23:02 по 23:19.
19.03.2019 с 00:25 по 01:46 выходил в эфир волейбольный матч.
Также в телепередачах, вышедших в эфир телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ» и отнесенных Управлением к телепрограммам «Информационное», «Информационно-аналитическое», «Публицистическое» «Развлекательное», «Спортивное» транслировалась бегущая строка с объявлениями частного характера (объявлениями физических лиц о продаже собственности, покупке и продаже движимых вещей, сведений о приеме заявок, сведений о вакансиях и прочие сообщения, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), что не является рекламой и свидетельствует о нарушении программной направленности телеканала на вещание рекламы в объеме 100 % от всего объема вещания.
Выданное Енисейским управлением Роскомнадзора предписание от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 по форме и содержанию соответствует требованиям приказа Роскомнадзора от 03.06.2013 года № 591, которым не предусмотрено внесение в предписание разъяснений, каким именно образом следует устранить нарушения. Данное обстоятельство не свидетельствует о неисполнимости предписания, поскольку решение вопроса о порядке и способах их исполнения, исходя из содержащихся в предписании формулировок, относится к компетенции хозяйствующего субъекта, которому выдано предписания, с целью исключения необоснованного вмешательства в его хозяйственную деятельность. Таким образом, доводы стороны защиты о недействительности предписания от 15.02.2019 года № П-0/МК-29/24-/1/34 несостоятельны.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным мировым судьей в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено ООО «Телекомпания 8 канал» в соответствии с санкцией, установленной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 29.05.2019 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска, о привлечении ООО «Телекомпания 8 канал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 29.05.2019 года о привлечении ООО «Телекомпания 8 канал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Копия верна.
Судья А.В. Черных