№ 2-215/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 г. г.Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зайкова С.Н.,
при секретаре Виноградовой Т.С.,
с участием заместителя прокурора Кучина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Суоярвский район» об обязании создать на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированную службу по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суоярвского района обратился в суд с настоящим заявлением по тем мотивам, что в ходе осуществления надзора за исполнением Администрацией требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения установлено следующее, учитывая что, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Закона № 8-ФЗ). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ). Именно специализированная служба по похоронному делу на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения, а также к вопросам местного значения муниципального района (п. 22 ч. 1 ст. 14, ч. 3 и ч. 4 ст. 14, п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно п. 13 ч. 1 ст. 7.2 устава муниципального образования «Суоярвский район» к вопросам местного значения муниципального образования «Суоярвский район», не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Суоярвский район», относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 1.1 ст. 33 устава муниципального образования «Суоярвский район» на администрацию муниципального образования «Суоярвский район» возлагается исполнение полномочий администрации Суоярвского городского поселения. Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям закона, а также принятым ранее прокуратурой района мерам прокурорского реагирования, администрацией муниципального образования «Суоярвский район» до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, действующая на территории муниципального образования «Суоярвский район», что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит обязать ответчика администрацию муниципального образования «Суоярвский район» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании зам. прокурора Кучин И.А. заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации МО «Суоярвский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления надлежащим образом судом извещены. До рассмотрения дела по существу представили отзыв, возражали против заявленных исковых требований, ходатайствовали в случае удовлетворения иска, представить срок до хх.хх.хх г., ходатайствовали о рассмотрении иска без участия их представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1.4. Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014, введенного в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 №551-ст, ритуальные услуги - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон №8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. Гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности (ч. 1 ст. 25 Закона № 8-ФЗ).
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Закона № 8-ФЗ).
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ).
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения, а также к вопросам местного значения муниципального района (п. 22 ч. 1 ст. 14, ч. 3 и ч. 4 ст. 14, п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 7.2 устава муниципального образования «Суоярвский район» к вопросам местного значения муниципального образования «Суоярвский район», не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Суоярвский район», относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 1.1 ст. 33 устава муниципального образования «Суоярвский район» на администрацию муниципального образования «Суоярвский район» возлагается исполнение полномочий администрации Суоярвского городского поселения.
Именно специализированная служба по похоронному делу на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (ч.ч. 1,2 ст. 9 Закона № 8-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям является недопустимым.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по похоронному делу в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 10 Закона №8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает создание специализированной службы по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона №8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Судом установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям закона, а также принятым прокуратурой района мерам прокурорского реагирования, администрацией муниципального образования «Суоярвский район» до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, действующая на территории муниципального образования «Суоярвский район», что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
В связи с чем суд полагает, что заявленные к администрации МО «Суоярвский район» требования о создании на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированной службы по вопросам похоронного дела, являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом положений ст.206 ГПК РФ, требуемого объема действий и их продолжительности, суд полагает необходимым в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированную службу по вопросам похоронного дела. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Суоярвский район» об обязании создать на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированную службу по вопросам похоронного дела удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Суоярвский район» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать на территории муниципального образования «Суоярвский район» специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья С.Н. Зайков
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2020
Последний день подачи апелляционной жалобы 14.08.2020