Дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матушкина Н. Н.ча к администрации Кондопожского городского поселения, администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском по тем основаниям, что, являясь выпускником детского дома, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: РК, ......... После возвращения из детского дома, не имел возможности проживать по месту регистрации, поскольку квартира находилась в антисанитарном состоянии (отсутствовала сантехника, газ, свет), имелся долг по квартирной плате. В связи с нарушением жилищных прав просит признать действия администрации Кондопожского городского поселения по не постановке на учет ввиду несохранению жилья в надлежащем состоянии незаконными, обязать поставить в очередь и предоставить жилое помещение.
Истец, участвуя в судебном заседании по средствам видеоконференц-связи, поддержал иск по изложенным в нем основаниям, при этом уточнил, что ему должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах ........, поскольку он относится к категории лиц из числа детей-сирот. С заявлением в администрацию КМР о включении в список подлежащих обеспечением жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, ссылался на невозможность обращения с таким заявлением, поскольку длительное время находится <...>. Из-за бездействия администрации по надлежащему содержанию жилого помещения, которое было за ним сохранено, не мог проживать в нем. Добровольно снялся с регистрационного учета по месту жительства в ХХ.ХХ.ХХ году, с заявлением в администрацию КМР о включении в список подлежащих обеспечением жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и как нуждающийся в улучшении жилищных условий не обращался.
Представитель администрации КГП в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель администрации КМР Евцемяки А.Г., действующий на основании доверенности, иск не признал, указал, что истец не является лицом, указанным в п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку на момент подачи иска ему исполнилось 35 лет. С заявлением в администрацию КМР о включении в список подлежащих обеспечением жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и как нуждающийся в улучшении жилищных условий истец не обращался, не включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Просил учесть, что истец добровольно снялся с регистрационного учета по месту жительства.
Министерство социальной защиты РК своего представителя в судебное заседание не направило, представили письменный отзыв.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям ст.1 данного Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По заявлению в письменной форме указанных выше лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3.1 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу подп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 2 ст. 3.1 данного Закона. Таковым органом является Министерство социальной защиты РК, которому для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона РК и п.п. 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Матушкин Н.Н. был определен в Детский ........; в ХХ.ХХ.ХХ году снят с государственного обеспечения; за ним закреплена жилая площадь по адресу: ......... По указанному адресу был зарегистрирован истец с ХХ.ХХ.ХХ, который впоследующем снялся с регистрации ХХ.ХХ.ХХ, и еще 8 человек, данное обстоятельство подтверждается поквартирной карточкой, решением Кондопожского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно информации, поступившей из <...>, снятие с регистрационного учета было произведено на основании п. 6.9 Приказа МВД № ... от ХХ.ХХ.ХХ, предусматривающего, что в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены сняться перед выездом с регистрационного учета по последнему месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию с заявлениями произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста, с указанием точного адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие личность.
Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении исковых требований к Б, Н. Э.., Ю.. о разделе лицевых счетов и заключении отдельного договора найма по ........ – отказано. В решении указано, что квартира находится в антисанитарном состоянии Э.. проживает на ж/д станции. Согласно переписке, имеющейся в личном деле, поименованная квартира на момент нахождения ребенка в детском доме находилась в запущенном состоянии, имелся большой долг за электричество и коммунальные платежи.
Комнаты № ... и № ... в ........ в ........ принадлежат Е. и М.; комната № ... в спорной квартире - Д.. и П.. на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве).
По информации, представленной администрацией <...> (письмо от ХХ.ХХ.ХХ № ...), Матушкин Н.Н., выпускник детского ........, с заявлением о предоставлении жилого помещения и о постановке в очередь на получение жилого помещения не обращался. Администрация ........ обращалась с заявлением в ОАО «<...>» с целью разрешения проблемы по предоставлению жилья.
Из материалов дела также следует, и не оспаривалось истцом, что Матушкин Н.Н., ХХ.ХХ.ХХ года рождения не состоял в списке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от ХХ.ХХ.ХХ № ... «Об утверждении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», в списке, утвержденном приказом министерства социальной защиты, труда и занятости РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
Матушкин Н.Н. также не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. С заявлениями о ремонте жилого помещения, расположенного по адресу: ........ также не обращался.
Исходя из заявленных истцом требований и пояснений данных в ходе рассмотрения дела, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кондопожского муниципального района.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из заявленных истцом требований, установив, что до достижения возраста 23 лет истец в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, на соответствующем учете в органе местного самоуправления не состоял, на момент обращения в суд с данным иском возраст истца превысил 23 года, суд приходит к выводу об отсутствии у него права на льготное обеспечение жилым помещением по указанному основанию.
Из положений ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на соответствующий учет, до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста. Истец обратился с данным заявлением в возрасте 35 лет, ранее с таким заявлением он не обращался. Предоставление жилых помещение указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Уважительных причин, в силу которых истец своевременно не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, учитывая нахождение в местах лишения свободы и время, проведенное на свободе, при рассмотрении дела не установлено.
Требования истца о признании бездействия Администрации в лице органов опеки и попечительства отклоняются судом, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о бездействии и непринятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учет в возрасте до 23 лет или необоснованном отказе в предоставлении жилья, не установлено.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом Российской Федерации основания для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Обязанности по защите прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение пяти лет путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Доказательств того, что в период с 18 до 23 лет истец обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в том было отказано; а также доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к такому обращению, истцом суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.