№ 2-197/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РФ
26 мая 2015 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О.Н.
при секретаре Пудовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах БОГОМАЗОВОЙ Л. В. к Свердловскому филиалу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л :
Свердловская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (далее - СРОО ОЗПП «Общественный контроль») обратилась в суд в интересах Богомазовой Л.В. с иском к Свердловскому филиалу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (далее - Свердловский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») о защите прав потребителей, в котором истец просит признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в нарушении действующих норм законодательства о защите прав потребителей в части взимания и выставления квитанций, предъявляемых для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, истцу, как потребителю услуги энергоснабжения, обязать ответчика прекратить противоправные действия, и произвести истцу перерасчет за период времени, в течение которого с истца взималась оплата за поставленную электроэнергию за общедомовые нужды; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме ***руб.. Считает, что производить расчет и взимать плату за подачу истцу электроэнергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, исходя из выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами. Поэтому полагает, что ресурсоснабжающая организация, которой является ответчик, имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
В судебное заседание истец Богомазова Л.В. и представитель СРОО ОЗПП «Общественный контроль» не явились по неизвестным суду причинам, о дне слушания были извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах с учетом ч.3 ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие истца Богомазовой Л.В. и представителя СРОО ОЗПП «Общественный контроль».
Представитель ответчика по доверенности Сопчук А.Н. исковые требования не признала и суду пояснила, что в соответствии с Постановлением РЭК СО от <*** г.> №*** – ПК ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области. Между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика КГО», осуществляющей управление многоквартирным домом по <адрес>, договор электроснабжения не заключен. Поэтому ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является для потребителей многоквартирного дома по вышеуказанному адресу исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение». Данная информация содержится в квитанциях, которые ежемесячно направляются потребителям.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ФЗ от 26.02.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Пунктом 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания приведенных норм следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ( далее – Правила).
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно представленной Свердловским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» информации, не опровергнутой исследованными доказательствами (л.д.115), между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика КГО» договор электроснабжения не заключен.
Части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.
Пункт 8 Правил, конкретизируя указанные законоположения, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14,15,16 и 17 Правил.
В силу пункта 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14,15,16 и 17 Правил.
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из заявленных требований, Богомазова Л.В. проживает в жилом помещении по <адрес>, оплачивает услуги по поставке электроэнергии. При этом доказательств указанного, как и доказательств наличия договора, заключенного истцом Богомазовой Л.В. с ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика КГО», а также сведений о том, кому и на каких основаниях принадлежит данное жилое помещение, суду не представлено, несмотря на то, что определением от <*** г.> о подготовке (л.д.2-4) истцу предложено данные сведения представить суду с учетом юридически значимых обстоятельств, определенных судом.
Из имеющихся в материалах дела квитанций ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ( л.д.12-35) следует, что квитанции на оплату электроэнергии по адресу: <адрес> выданы на имя Богомазова В.П.
Кроме доводов, изложенных в исковом заявлении, иных доказательств в обоснование исковых требований суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании противоправными действий ответчика, выразившихся в нарушении действующих норм законодательства о защите прав потребителей в части взимания и выставления квитанций, предъявляемых для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, прекращении указанных действий и перерасчете оплаты за поставленную истцу электроэнергию на общедомовые нужды, не имеется.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Принимая во внимание, что в судебном заседании не было установлено, что между Богомазовой Л.В. и Свердловским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» имеются договорные правоотношения, оснований для компенсации морального вреда в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» не имеется, и исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Свердловской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах БОГОМАЗОВОЙ Л. В. к Свердловскому филиалу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о признании противоправными действий, выразившихся в нарушении действующих норм законодательства о защите прав потребителей в части взимания и выставления квитанций, предъявляемых для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, прекращении противоправных действий, перерасчете оплаты за поставленную истцу электроэнергию на общедомовые нужды и о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Каменский районный суд Свердловской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2015 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: