Решение по делу № 3-11/2015 (3-153/2014;) ~ М-342/2014 от 25.11.2014

3-11\2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего Пронченко И.Е.

при секретаре Плотниковой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2015 года дело по заявлению Шестаковой Т. И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Шестакова Т.И. обратилась в суд с заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельных участков, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>; с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> в размере их рыночной стоимости. Обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

Требования мотивированы тем, что заявитель является собственником земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером , а также арендует земельный участок, с кадастровым номером . Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Заявитель является плательщиком земельного налога, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. Поскольку заявитель оплачивает земельный налог в большем размере, исходя из кадастровой его стоимости, следовательно, её права нарушаются. Кроме того, стоимость арендуемого земельного участка является базой для расчета арендной платы, а завышенная кадастровая стоимость нарушает её права и интересы, поскольку влечет переплату арендной платы.

Шестакова Т.И. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заявителя, ФИО6, действующий на основании доверенности от 24.04.2014 года, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен. К материалам дела приобщены письменные возражения, согласно которым, просят в удовлетворении требований отказать, поскольку Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, Шестакова Т.И. является собственником земельных участков с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8-9).

Кроме того, Шестакова Т.И., на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, из земель населенных пунктов, заключенного с Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Новокузнецка, является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: под здание магазина (л.д. 10-17).

Расчет арендной платы по договору аренды определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д.18).

Согласно кадастровой справке от 12.11.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка: с кадастровым номером , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 04.10.2011 года составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 04.10.2011 года составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 19-30).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя Шестаковой Т.И., обязанной в оплате налоговых платежей за использование земельных участков, в силу требований НК РФ и как арендатора земельного участка, являющегося плательщиком арендных платежей, она вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.

Из представленного заявителем отчета оценщика ООО «Центр независимой оценки» № ОН810/14 от 09.07.2014 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 01 января 2007 года составляет <данные изъяты> руб., с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 01 января 2007 года составляет <данные изъяты> руб., с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 01 января 2007 года составляет <данные изъяты> руб. (л.д.32-139).

В отношении данного отчета представлено экспертное заключение №42/2014/Новокузнецк от 12.11.2014 года, подготовленное экспертом Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, членом которой является специалист-оценщик ФИО8, составившая отчет, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков № ОН810/14 от 09.07.2014 г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.140-150).

Проверяя относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорных земельных участков, была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 519.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.

Таким образом, поскольку при определении кадастровой стоимости земельных участков были использованы результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 года, следует признать, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб. также определена по состоянию на 1 января 2007 года.

Следовательно, представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2007 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

При этом заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорных земельных участков.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, вынужденного оплачивать налог за использование земельных участков и арендную плату в значительно большем размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

При этом доводы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что данное учреждение не является заинтересованным лицом по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах требования Шестаковой Т.И., в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиала) внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости в части установленной кадастровой стоимости по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Статьей 17 указанного Федерального закона установлены сроки осуществления кадастрового учета, в том числе, в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" истец вправе, в том числе, самостоятельно обратиться с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости на основании решения суда.

Таким образом, указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность уполномоченного органа – ФГБУ «ФКП Росреестра», вносить изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости, установлен порядок и сроки совершения указанных действий.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Поскольку в ходе рассмотрения дела заявителем не представлено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что органом государственного кадастрового учета отказано во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании решения суда, обязанность, о возложении которой настаивает заявитель, установлена законодательством. На момент обращения с заявлением в суд, и на момент рассмотрения спора судом отсутствует нарушение права заявителя, на восстановление которого направлено указанное требование, оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.

С учетом избранного заявителем способа защиты нарушенного права и цели обращения в суд за судебной защитой, разрешение судом требования об установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной, в полной мере направлено на защиту и восстановление нарушенного права заявителя.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Шестаковой Т. И. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости определенной по состоянию на 1 января 2007 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости определенной по состоянию на 1 января 2007 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости определенной по состоянию на 1 января 2007 года.

В удовлетворении требований Шестаковой Татьяны Иннокентьевны об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Кемеровской области внести новые сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 27.01.2015 года.

3-11/2015 (3-153/2014;) ~ М-342/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шестакова Татьяна Иннокентьевна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пронченко Игорь Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
25.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2014Передача материалов судье
25.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2014Подготовка дела (собеседование)
12.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2015Судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2015Дело оформлено
10.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее