63RS0039-01-2021-002119-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2002/2021 по административному исковому заявлению Лапшова Ярослава Ивановича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Лапшов Я.И. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:762 площадью 435 кв.м, по адресу: <адрес>. 25.11.2020 истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №:762.
Распоряжением от 24.12.2020 №РД-1586 в заключении соглашения отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, а также на возможность образования самостоятельного земельного участка.
С данным решением заявитель не согласен, считает причины отказа несостоятельными, в связи с чем просит признать названное распоряжение не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенностям - Зеленский Н.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Беришвили В.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Заинтересованное лицо ДНТ "Сокольи Горы" представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, согласно которому требования заявителя поддерживает, просит иск удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:762 площадью 435 кв.м, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для садоводства.
Земельный участок расположен в границах ДНТ «Сокольи горы», членом котором является административный истец.
25.11.2020 истец обратился через МФЦ в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №:762, находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 661 кв.м.
Распоряжением от 24.12.2020 №РД-1586 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим причинам: 1) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; 2) возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, образуемый земельный участок площадью 661 кв.м частично расположен в границах красных линий. При этом красная линия пересекает ту часть земельного участка, которая составляет земельный участок с кадастровым номером №:762. Земельный участок площадью 226 кв.м, испрашиваемый в порядке перераспределения, расположен вне красных линий.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара, планом (схемой) границ земельного участка, изготовленным кадастровым инженером Есиным В.В.
Поскольку часть земельного участка, расположенная в красных линиях, уже находится в частной собственности заявителя, а значит, не относится к территории общего пользования, его право собственности не оспорено, само по себе наличие красной линии не может служить препятствием для перераспределения земельных участков, поскольку в результате такого перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования.
Таким образом, ссылка ответчика на п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ является необоснованной.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных и коллективных садов (Р-5). Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Есина В.В. от 29.03.2021 следует, что исходя из сведений ЕГРН и результатов полевых измерений участок другой конфигурации и площади не может быть образован, так как нарушает права третьих лиц. От т.5 до т.6 участок ограничен проходом (земли общего пользования), от т.6 до т.7 в метре от границы расположены капитальные и некапитальные строения, собственник которых не установлен, от т.7 до т.8 граница установлена в соответствии с законодательством РФ (КН №:555), от т.8 до т.5 граница установлена в соответствии с законодательством PФ (КН №:762 - участок истца). В связи с чем сделан вывод о невозможности образовать самостоятельный земельный участок, так как площадь земельного участка менее минимального размера.
К заключению приложен план (схема) границ земельного участка, из которой усматривается, что увеличение площади испрашиваемого земельного участка до 300 кв.м и более не представляется возможным ввиду расположения в непосредственной близости нескольких строений.
Сведения о собственниках (пользователях) данных строений запрошены судом у ДНТ «Сокольи горы».
Из письменного отзыва ДНТ «Сокольи горы» следует, что граничащие с перераспределяемым участком кирпичные и деревянные строения используются как подсобные и хозяйственные жителями близлежащих многоквартирных домов п. Южный.
Таким образом, возможность образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, без нарушения прав третьих лиц в ходе судебного разбирательства не подтверждена.
Из отзыва ДНТ «Сокольи горы» также следует, что перераспределяемый земельный участок находится на склоне и поэтому никому из членов ДНТ не выделялся и не принадлежит. ДНТ согласно на перераспределение земельного участка в пользу истца. Образуемый земельный участок расположен в утвержденных границах территории ДНТ «Сокольи горы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 24.12.2020 №РД-1586 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельный участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лапшова Ярослава Ивановича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 24.12.2020 №РД-1586 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Лапшова Ярослава Ивановича от 25.11.2020 о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021.