Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Октябрьский РБ 15 августа 2014 год
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Митюгова В.В., с участием истца Федорова С.М., представителя ответчика по доверенности Сергеевой А.И., при секретаре Баяновой Х.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2232-14 по исковому заявлению Федорова С.М. к отделу МВД по <адрес> РБ об обязании включить в список очередников на улучшение жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Федоров С.М. обратился в суд с иском к отделу МВД по г.Октябрьский РБ об обязании включить в список очередников на улучшение жилищных условий, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел МВД по РБ в <адрес> было подано заявление о включении истца в список очередников на улучшение жилищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоял в очереди за номером №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец не был включен в список очередников, о чем стало известно после получения ответа от ответчика. Истец считает, что действия ответчика нарушают его жилищные права, в связи с чем просит обязать ответчика включить его в список очередников на улучшение жилищных условий.
Истец Федоров С.М. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем доводам, пояснил, что работал в отеле МВД <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года, состоял в спорной очереди. ДД.ММ.ГГГГ вновь был принят на службу в отдел МВД по РБ в <адрес>, уволен ДД.ММ.ГГГГ по выслуге срока службы. Новое заявление о включении в очередь не писал, поскольку считал, что состоит в данной очереди. В ДД.ММ.ГГГГ от других сотрудников узнал, что состоящие в очереди получают от МВД по РБ денежные средства на покупку жилья, в связи с чем стал интересоваться очередностью, когда и узнал, о том, что в очереди не состоит.
Представитель ответчика отдела МВД по РБ в г.Октябрьский по доверенности Сергеева А.И. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что истцом пропущен срок исковой давности. Кроме того, в отделе МВД документы, касающиеся постановки Федорова С.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют. В связи с введением в действие Нового Жилищного кодекса РФ, в ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание личного состава, на котором сотрудники, состоящие в данной очереди были предупреждены о необходимости предоставления документов, с целью удостоверения факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, также в отделе об этом были размещены объявления. Истцу было известно о его исключении из спорного списка. Истец был уволен из ОВД ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем на тот момент перестал являться сотрудником или пенсионером ОВД, следовательно утратил основание состоять в очереди отдела МВД России в <адрес> РБ. ДД.ММ.ГГГГ истец был вновь принят на службу и уволен по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ года, однако за данный период истец с заявлением о его восстановлении в списках очередников не обращался. Кроме того, Федоровым С.М. в суд не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, ответ на запрос о наличии имущества у истца и членов его семьи на территории РФ не поступил.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденным ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РСФСР:
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Статья 32 того же закона гласит:
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Федоров С.М. состоял на учете в отделе МВД России по <адрес> РБ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.М. значился под № в списке.
В списке на ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.М. отсутствует.
Согласно п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года №335, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления. Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом п. 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ №169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД №345 от 24 мая 2003 года.
Согласно п.2 Положения№45 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пп. 3.4.7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции №169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно п. 16 Инструкции №169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Жилищный кодекс РФ, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что личное дело Федорова С.М. в архивах отдела отсутствует (утеряно), восстановить его не представляется возможным. Также пояснила, что в список на ДД.ММ.ГГГГ не были включены те сотрудники (в том числе и Федоров С.М.), которые не представили обновленные документы о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Предположила, что это было связано с определенными финансовыми затратами сотрудников, которым было необходимо представить такие документы. Каких-либо решений об исключении из списка жилищно-бытовой комиссией в связи с непредставлением документов не принималось.
Таким образом, до настоящего времени какого-либо решения об исключении Федорова С.М. из списка сотрудников Октябрьского ГОВД, состоявших на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий администрацией отдела МВД России по <адрес> РБ не принималось.
О том, что Федоров С.М. не включен в спорный список по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация отдела МВД России по г.октябрьский РБ Федорова С.М. каким-либо образом не извещала.
Федоров С.М. обратился в адрес ответчика с заявлением по поводу очередности ДД.ММ.ГГГГ года. Истцу ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ следующего содержания: «согласно имеющихся материалов контрольно-наблюдательного дела жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по городу Октябрьский Вы не были включены в список очередников на улучшение жилищных условий при формировании и утверждении данного списка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Жилищно-бытовая комиссии Отдела МВД России по городу Октябрьский не имеет возможности направить Вам сведения о причинах не включения Вас в список очередников на ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с отсутствием подтверждающих документов».
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается и подтверждается справкой отдела МВД России по <адрес> РБ, что Федоров С.М. - бывший старший участковый уполномоченный милиции отдела участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел по городу Октябрьский служил в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, уволен из ОВД по ст. 19 п. «А» (по собственному желанию) Закона РФ «О милиции» с ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ принят вновь на службу в ОВД и назначен на должность участкового уполномоченного милиции отдела УУМ ОВД по городу Октябрьский. ДД.ММ.ГГГГ уволен из ОВД по ст. 19 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Закона РФ «О милиции».
Выслуга лет Федорова С.М. на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> в календарном исчислении.
Довод представителя ответчика о том, что Федоров С.М. «автоматически» утратил право состоять в спорной очереди после увольнения со службы в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельным, поскольку как указано выше какого-либо решения об исключении истца из указанного списка не принималось, истец об этом извещен не был до ДД.ММ.ГГГГ. Более того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что после восстановления на службе в ДД.ММ.ГГГГ, Федоров С.М. мог составить соответствующий рапорт и был бы включен в список вновь при предоставлении необходимого пакета документов.
Также не состоятелен довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в связи со следующим.
Истец обратился в суд с заявлением о восстановлении жилищных прав в порядке искового производства, в связи с чем срок исковой давности составляет три года со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд соглашается с доводами истца, о том, что он узнал о нарушенном праве в ДД.ММ.ГГГГ, после получения ответа отдела МВД России по <адрес> РБ о том, что он не состоит в спорном списке очередников.
Стороной ответчика было заявлено ходатайство о допросе в качестве свидетелей А.Е.М., Л.У.Б., Л.А.Г. для подтверждения факта пропуска истцом срока исковой давности, которое было судом удовлетворено.
Однако из показаний указанных свидетелей не следует, что Федоров С.М. знал о том, что он исключен из списка очередников. Более того, как указано выше решения об исключении из списка до настоящего времени не принималось. Свидетели лишь подтвердили, что проводились собрания по отделам МВД России по <адрес>, где сотрудникам, состоявшим в спорном списке разъяснялась необходимость собрать обновленный пакет документов для представления в жилищно-бытовую комиссию. На стендах были размещены соответствующие объявления. Письменно сотрудники уведомлены не были, многие сотрудники документы в установленный срок не представили и не были включены в спорный список.
Каких-либо доказательств, однозначно указывающих на то, что Федоров С.М. знал или должен был знать о нарушении своего права суду не представлено, в связи с чем трехгодичный срок исковой давности суд считает с ДД.ММ.ГГГГ, когда Федорову С.М. был дан ответ за исх№. Таким образом, срок исковой давности Федоровым С.М. не пропущен.
Факт того, что к моменту рассмотрения дела судом не получен ответ на запрос, направленный в Управление Росреестра по РБ о наличии у истца и его семьи недвижимого имущества на территории Российской Федерации не имеет значение для разрешения настоящего спора, поскольку данные обстоятельства подлежат установлению в случае возникновения спора о предоставлении жилого помещения либо денежных средств на улучшение жилищных условий, а не при восстановлении истца в списках очередников на улучшение жилищных условий.
Учитывая изложенное, суд считает, что жилищные права истца и его семьи нарушены, в связи с чем удовлетворяет исковые требования, обязывает ответчика включить Федорова С.М. в список сотрудников на улучшение жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.12, 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федорова С.М. к отделу МВД по <адрес> РБ об обязании включить в список очередников на улучшение жилищных условий удовлетворить.
Обязать отдел МВД по <адрес> РБ включить Федорова С.М. в список сотрудников отдела МВД России по городу Октябрьский Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца через Октябрьский городской суд РБ.
Судья: В.В. Митюгов