РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2013 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суюшовой С.А.,
при секретаре Кумскове А.В.,
с участием помощника прокурора г. Ессентуки Дмитриевой О.С.,
представителя администрации г. Ессентуки (по доверенности М),
представителя Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (по доверенности С),
представителя Управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки (по доверенности Я.),
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г. Ессентуки в защиту интересов К.А.А., К.Н.В., К.А.Н., К.С.Н., К.А.Н. к администрации г. Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки, Управлению архитектуры и градостроительства г. Ессентуки о признании бездействия администрации г. Ессентуки, выразившегося в не предоставлении многодетной семье: К.А.А.., К.Н.В.., К.А.Н.., К.С.Н. К.А.Н.., земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, незаконным и возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки предоставить многодетной семье: К.А.А. К.Н.В.., К.А.Н. К.С.Н. К.А.Н.., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ессентуки обратился в Ессентукский суд с иском в защиту интересов К.А.А. к администрации г. Ессентуки о признании бездействия администрации г. Ессентуки, выразившегося в не предоставлении К.А.А., земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, незаконным и возложении обязанностей на администрацию г. Ессентуки предоставить К.А.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, Управление архитектуры и градостроительства г. Ессентуки.
В порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор увеличил свои требования и просил признать бездействие администрации г. Ессентуки, выразившееся в не предоставлении многодетной семье: К.А.А.., К.Н.В.., К.А.Н., К.С.Н. К.А.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, незаконным и возложить обязанности на администрацию г. Ессентуки предоставить многодетной семье: К.А.А. К.Н.В. К.А.Н. К.С.Н. К.А.Н.., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
Определением суда к участию в деле в качестве соистца привлечен К.Н.В.. Интересы малолетних детей представляют родители- их законные представители.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой города на основании задания прокуратуры края и заявления К.А.А.. о несогласии с действиями администрации г. Ессентуки, выразившимися в не обеспечении ее семьи земельным участком для индивидуального жилищного строительства, проверено исполнение требований земельного законодательства должностными лицами администрации г. Ессентуки. Проверка показала, что с момента вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» и по состоянию на 17.07.2013 года на учете в администрации г. Ессентуки состоит 211 многодетных семей, обладающих правом на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, из них только 8 семьям предоставлены земельные участки, 11 семьям предложены земельные участки, которые находятся в стадии оформления, 3 семьи отказались от предложенных земельных участков, то есть в отношении 89% многодетных семей мероприятия по предоставлению земельных участков не проводятся. Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ К.А.А. состоит в зарегистрированном браке с К.Н.В. от которого имеет троих несовершеннолетних детей: К.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.Н.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ К.А.А.. обратилась в администрацию г. Ессентуки с заявлением (вх.номер 452-к от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Распоряжением комитета по муниципальной собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р К.А.А. принята на учет для предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 27. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство, детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст.38 Конституции Российской Федерации). Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) вопросы создания условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселения. В соответствии с нормами указанного Закона органам местного самоуправления предоставлено право обладания всеми правомочиями собственника земельных участков, то есть предоставлено право распоряжения земельными участками, находящимися в их ведении. Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы муниципального образования наделены правом пользования, распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ. Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории Ставропольского края определены Законом Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»(далее Закон № 21-кз). Частью 3 ст. 12 Закона № 21-кз установлено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительств( ч. 1 ст. 12.1 Закона № 21-кз). При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей (ч. 6 ст. 12.1 Закона № 21-кз). Частью 7 ст. 12.1 Закона № 21-кз предусмотрено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления: 1) на основании заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; 2) в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду. Изучением информации, представленной в прокуратуру города исполняющей обязанности председателя комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки К от 16.07.2013 года установлено, что в соответствии с Генеральным планом застройки спланирована территория «Северный -3», на которую разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений. Как следует из п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Таким образом, на территории г. Ессентуки имеются свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которых имеет администрация г. Ессентуки, поэтому в силу требований действующего законодательства администрацией г. Ессентуки К.А.А. должен быть предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет. Но, в нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией г. Ессентуки К.А.А. земельный участок в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) не предоставлен, соответствующий договор аренды с нею не заключен. На момент проведения проверки администрацией г. Ессентуки работы, определенные земельным законодательством по формированию земельного участка, не проводились, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и К.А.А. для проведения кадастровых работ не выдавалась. Прокурор г. Ессентуки обращается в суд с исковым заявлением в интересах К.А.А. на основании требований ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и заявления вышеуказанной гражданки о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Просит суд признать бездействия администрации г. Ессентуки, выразившееся в не предоставлении многодетной семье: К.А.А. КН.В.., К.А.Н.., К.С.Н.., К.А.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, незаконным и возложить обязанности на администрацию г. Ессентуки предоставить многодетной семье: К.А.А. К.Н.В. К.А.Н. К.С.Н.., К.А.Н.., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
Истцы К.А.А. и К.Н.В. являющиеся одновременно законными представителями своих малолетних детей, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежаще уведомлены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
В судебном заседании представитель администрации г. Ессентуки (по доверенности М.), заявленные требования не признала и пояснила, что Администрация города Ессентуки считает, что требования Прокуратуры города Ессентуки к Администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия Администрации города Ессентуки и возложении обязанности предоставить в аренду на 49 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства многодетной семье К не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Многодетным семьям предоставляется в том числе право на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Согласно ст. 12.1. указанного закона, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет:
- проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи;
сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду;
3) в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и
информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет).
Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей. К обратилась в Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные К, было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 05.03.2013г. № 84-р «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства». Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. По данным Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (что подтверждается справками от 14.10.2013г. № 465с, от 14.10.2013г. № 466с, от 27.09.2013г.), на территории города Ессентуки свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, изъятие земельных участков под индивидуальное жилищное строительство за период с 01.01.2013г. по 14.10.2013г. не проводилось. При этом прокуратурой <адрес> не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории <адрес> и соответствен не принятии Администрацией <адрес> действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в аренду на 49 лет ФИО16. В силу ст. 122Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края. Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки представлены доказательства обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, как того требует закон. Кроме того, в случае отсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, по заявлениям этих граждан о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Ставропольского края, а также в случае отсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан, указанных в части 3 настоящей статьи, по заявлениям этих граждан о предоставлении земельного участка в аренду, подаваемым в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Ставропольского края, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются: гражданам, местом жительства которых является городской округ, - в границах населенных пунктов поселений тех муниципальных районов, которые граничат с городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений; гражданам, местом жительства которых является поселение, входящее в состав муниципального района, - в границах населенных пунктов иных поселений данного муниципального района при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений. Вышеуказанных действий многодетная семья К не предпринимала. Вместе с тем, учитывая, что действующим законодательством в области социальной поддержки многодетных семей на органы местного самоуправления не возложена такая обязанность, в настоящее время для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, все же ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация но обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. «Северный-3», предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> тыс.руб., водоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб., канализация - <данные изъяты> тыс.руб., газоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб. Всего: <данные изъяты> тыс.руб. Однако учитывая, что согласно Закону Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета, работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3» занимают большое количество времени. Таким образом, Администрацией города Ессентуки и Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ессентуки о признании бездействия Администрации г.Ессентуки, выразившееся в не предоставлении многодетной семье К земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, незаконным; возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье К земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, отказать в полном объеме.
Представитель Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (по доверенности С исковые требования не признал и пояснил, что Прокурор г.Ессентуки обратился в Ессентукский городской суд в защиту интересов К, в порядке ст.45 ГПК РФ. В соответствии с п. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Из указанной нормы следует, что прокурор может предъявить иск (заявление) по любому гражданскому делу в случаях нарушения прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или государства. Также основания ст. 45 ГПК РФ не определяют порядок гражданского судопроизводства, в котором осуществляется защита интересов других лиц, поэтому порядок гражданского судопроизводства по делам определяется в соответствии с нормами гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующими рассмотрение и разрешение заявления (иска) в гражданском процессе. Однако, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, в результате недееспособности и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При предъявлении исков в защиту прав и интересов граждан в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор не вправе мотивировать свое обращение тем, что нарушение их прав приобрело "особое общественное значение", либо ссылаться на нарушение прав и свобод значительного числа граждан, как это предусмотрено п. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с п. 3 ст. 131 ГПК РФ в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду. Судебная практика относит к уважительным обстоятельствам те, которые не позволяют гражданину самостоятельно обратиться в суд в защиту своих прав. Например, состояние здоровья гражданина, препятствующее самостоятельному обращению его в суд, под которым следует понимать не любое заболевание, а лишь хроническую болезнь, сковывающую человека в физическом и эмоционально-волевом отношении (инвалидность 1 группы, ребенок-инвалид, хронический алкоголизм и наркомания и т.п.). Под иными уважительными причинами, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, следует понимать тяжелую жизненную ситуацию, в которой такое лицо оказалось в результате стихийного бедствия, катастрофы, межэтнического конфликта и т.п. Предъявляя иск в защиту интересов К, ни в исковом заявлении, ни в приложенных документах прокурором г.Ессентуки не представлено доказательств, подтверждающих невозможность самостоятельного обращения К в суд. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам даны следующие разъяснения: в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Однако, прокурором города Ессентуки не представлено доказательств подтверждающих бездействие Администрации г.Ессентуки и не принятие мер по предоставлению земельного участка многодетной семье. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Доказательств уважительности причин не способности семьи К самостоятельно обратиться в суд, также не представлено. Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления, в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. В исковом заявлении прокурора г.Ессентуки не указан срок для принятия мер по восстановлению нарушенных прав и свобод и для совершения конкретных действий в целях устранения допущенного нарушения прав и свобод, что противоречит вышеуказанному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 и сложившейся практике. В соответствии с п.3 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Согласно ст.12.1. указанного закона, в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет: проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 2 настоящей статьи; сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду; в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование гражданина, имеющего трех и более детей, о постановке его на учет (об отказе в постановке на учет). Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей. К обратилась в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы предоставленные К, было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки от 05.03.2013г. № 84-р «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства». По состоянию на 05.03.2013г., К состоит на очереди под № 27. По данным Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки (что подтверждается справками от 14.10.2013г. № 465с, от 14.10.2013г. № 466с, от 27.09.2013г.) на территории города Ессентуки свободных земельных участков под ИЖС нет, изъятие земельных участков под ИЖС за период с 01.01.2013г. по 14.10.2013г. не проводилось. При этом прокуратурой г.Ессентуки не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под ИЖС на территории г.Ессентуки и не принятии администрацией г.Ессентуки действий по предоставлению имеющихся земельных участков под ИЖС в аренду на 49 лет К. В настоящее время Администрацией города Ессентуки, для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. «Северный-3», предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> тыс.руб., водоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб., канализация - <данные изъяты> тыс.руб., газоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб. Всего: <данные изъяты> тыс.руб. Законом Ставропольского края от 8 февраля 2012 г. N 12-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" был дополнен статьями 12.1 и 12.2. В соответствии с п.1 ст. 12.2. в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края. 15.07.2013г. Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки воспользовался правом предусмотренным ст.12.2. Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" и обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края. Письмом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 18.07.2013г. № 4958/05 в адрес Комитета было сообщено, что в реестре земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края не значится. Таким образом, Комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений". Просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора г.Ессентуки о признании бездействия администрации г.Ессентуки, выразившееся в не предоставлении многодетной семье К земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, незаконным; возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье К земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, отказать в полном объеме.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки (по доверенности Я.) исковые требования не признал и пояснил, что Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3». На данную территорию разработан Проект Детальной Планировки (ПДП), выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий. ПДП включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.). Проект детальной планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. Проект детальной планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. ПДП был передан в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки - для дальнейших работ, связанных с межеванием. В компетенцию УАиГ Администрации г.Ессентуки, в соответствии с Положением об УАиГ, работы по проектированию и межевание не входят.
Выслушав стороны, оценив доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Доводы представителя комитета по муниципальной собственности о том, что прокурор не вправе подать заявление по данному делу, суд считает необоснованными, т.к. семья К является многодетной, обратилась с заявлением к прокурору за защитой своих прав. Принимая во внимание, что истица К занята уходом за 3 малолетними детьми, обращение прокурора в защиту ее интересов, обоснованно.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно требованиям ст.4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. То есть закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Подпунктом 6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.
Абзацем 2 п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011г. №138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»).
Из содержания данной нормы усматривается, что законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Согласно требованиям ст.54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Семейное законодательство Российской Федерации не определяет понятие многодетной семьи. В связи с этим, основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с ним, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие «многодетная семья» определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.
Согласно ст.1 закона Ставропольского края №123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012г. №110-кз (в редакции 15.02.2013г.) многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Статьей 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
Статьей 4 данного закона определен порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, согласно которой порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется законом Ставропольского края от 12.04.2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
В силу требований закона Ставропольского края №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
В связи с внесением изменений в Закон Ставропольского края от 12.04.2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» относительно порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, ст.12 указанного закона предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, для индивидуальною жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет. Предоставление земельных участков по настоящему основанию осуществляется однократно. Изменения, внесенные Законом Ставропольского края от 10.12.2012г. №109-кз, вступили в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, началом действия редакции является 22.12.2012г. В период с 22.12.2012г. по сегодняшний день в администрацию г. Ессентуки поступило свыше 200 заявлений от многодетных семей.
В 2012-2013 г.г. земельными участками в г. Ессентуки обеспечены 19 многодетных семей.
К обратилась в Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные К., было принято распоряжение Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 05.03.2013г. № 86-р «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
По состоянию на день рассмотрения спора, К состоит на учете в списке многодетных семей для получения земельных участков под ИЖС под номером 4.
В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления (ч.1 ст.12.1 закона Ставропольского края №21-кз). При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
По данным Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки (что подтверждается справками от 14.10.2013г. № 465с, от 14.10.2013г. № 466с, от 27.09.2013г.) на территории города Ессентуки свободных земельных участков под ИЖС нет, изъятие земельных участков под ИЖС за период с 01.01.2013г. по 14.10.2013г. не проводилось.
При этом прокуратурой г.Ессентуки не представлено доказательств о наличии свободных земельных участков под ИЖС на территории г.Ессентуки и не принятии администрацией г.Ессентуки действий по предоставлению имеющихся земельных участков под ИЖС в аренду на 49 лет семье К
Суд отмечает, что администрацией г. Ессентуки, Комитетом по муниципальной собственности и Управлением архитектуры и градостроительства г. Ессентуки не было допущено бездействия.
Так, в целях реализации положений федерального и краевого законодательства, администрацией г. Ессентуки, для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.
В силу ст. 122Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.
Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3». На данную территорию разработан Проект Детальной Планировки (ПДП), выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий. ПДП включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.). Проект детальной планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. Проект детальной планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. ПДП был передан в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки - для дальнейших работ, связанных с межеванием.
Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки представлены доказательства обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, как того требует закон, что подтверждается копией обращения и ответа Министерства.
Таким образом, Администрацией города Ессентуки, Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и Управлением архитектуры и градостроительства г. Ессентуки принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что семье К не отказано в предоставлении земельного участка. В настоящее время проводятся подготовительные работы с целью формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, в том числе, семье К
Таким образом, органом местного самоуправления осуществляется деятельность по исполнению вышеуказанного закона с соблюдением порядка и условий, при которых многодетная семья может реализовать свое право.
Анализ данных доказательств свидетельствует о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора г. Ессентуки в защиту интересов семьи К к администрации г. Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности, Управлению архитектуры и градостроительства о признании бездействия администрации г. Ессентуки, незаконным, следует отказать.
В то же время, принимая во внимание, что администрацией г. Ессентуки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3», для предоставления земельных участков многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в части возложения обязанности предоставить земельный участок, требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено судом, работы по формированию территории микрорайона «Северный-3», не завершены, на кадастровый учет территория микрорайона не поставлена, в связи с необходимость проведения работ по межеванию.
Согласно п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). 2) предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина. 3) подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Дальнейшее формирование земельных участков приостановлено до утверждения в установленном законом порядке проектов планировки района индивидуальной жилой застройки. Утверждение проектов планировки предусмотрено положениями статей 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства необходима подготовка документации по планировке территории, которой также будет предусмотрено размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 3 апреля 2013 года № 88-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в Ставропольском крае» администрацией города Ессентуки направлена информация в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края о финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории города ессентуки. Для проектно-изыскательских работ, разработки проекта планировки территории вышеуказанных участков и прокладку инженерных коммуникаций к районам застройки и, соответственно, к земельным участкам требуется финансирование. На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. «Северный-3», предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: Электроснабжение - строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - <данные изъяты> тыс.руб., водоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб., канализация - <данные изъяты> тыс.руб., газоснабжение - <данные изъяты> тыс.руб. Всего: <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> тыс. руб.). Согласно утвержденного Плана мероприятий, финансирование планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов муниципальных образований Ставропольского края.
Как следует из п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, для предоставления земельного участка семье истцов необходимо, чтобы указанный земельный участок был сформирован, определены его границы, он должен быть поставлен на кадастровый учет, подлежат выполнению все требования земельного и градостроительного законодательства.
Согласно Закона Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ). Бюджет города Ессентуки на 2013 год принят в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, принят компетентным органом - Советом города Ессентуки, сформирован. Соответственно, в силу закона на орган местного самоуправления - администрацию города Ессентуки, невозможно возложить обязанности изменить направления расходования бюджетных средств.
Законом Ставропольского края от 8 февраля 2012 г. N 12-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", был дополнен статьями 12.1 и 12.2. В соответствии с п.1 ст. 12.2. в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края), для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.
15.07.2013г. Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки воспользовался правом, предусмотренным ст.12.2. Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" и обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края. Письмом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 18.07.2013г. № 4958/05 в адрес Комитета было сообщено, что в реестре земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края, не значится.
По указанным выше основаниям суд не может определить срок предоставления участка семье истцов - 1 месяц с момента вступления решения в силу, т.к. такое решение не может быть исполнено, в связи с отсутствием свободных земельных участков в городе- курорте Ессентуки.
Относительно срока предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, следует отметить, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.04.2010г. №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
Как отмечено выше, Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3», следовательно, имеется возможность для предоставления земельного участка семье истца, но после выполнения требований закона по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Только после выполнения данного объема работ, в случае, если не будет осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, в месячный срок со дня его поступления, утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ессентуки в интересах К в части возложения обязанности на администрацию г. Ессентуки по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, с учетом выполнения требований действующего законодательства, а именно: выполнение в отношении микрорайона «Северный 3» работ по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье.
После получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, многодетная семья выполнит в отношении выделенного земельного участка кадастровые работы и предоставит в администрацию г. Ессентуки кадастровый паспорт земельного участка.
Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 Кодекса.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований прокурора г. Ессентуки в защиту интересов К.А.А., К.Н.В., К.Н.А., К.С.Н., К.А.Н. к администрации <адрес>, Комитету по муниципальной собственности <адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства г. Ессентуки о признании бездействия администрации г. Ессентуки, выразившегося в не предоставлении многодетной семье: К.А.А. К.Н.В.., К.А.Н.., К.С.Н. К.А.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, незаконным, отказать.
Обязать администрацию г.Ессентуки предоставить многодетной семье: К.А.А., К.Н.В., К.А.Н, К.С.Н., К.А.Н., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г. Ессентуки, либо с момента выполнения в микрорайоне Северный 3 г. Ессентуки следующих работ: выполнение в отношении микрорайона «Северный 3» работ по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье, утверждения и выдачи К схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления К кадастрового паспорта земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.
Председательствующий: