Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-57/2018 ~ М-48/2018 от 27.02.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года                                          пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Василенко О.В.,

при секретаре Романовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области к Золотарёву Владимиру Владимировичу о взыскании ущерба, причинённого самовольным пользованием недрами,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе планового (рейдового) осмотра территории Зейского района Амурской области, проведенного Управлением Росприроднадзора по Амурской области (далее - Управление) совместно с УФСБ России по Амурской области, на основании приказа об утверждении планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> (географические координаты <данные изъяты>) выявлен факт незаконной добычи Золотарёвым В.В. самородного золота общей массой 40,1 грамм, в котором, согласно заключению специалиста, масса химически чистого золота составляет от 36,89 до 37,69 грамм. Постановлением по делу об административном нарушении от ДД.ММ.ГГГГ Золотарёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ "Пользование недрами без лицензии на право пользования недрами", и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей. Учитывая, что Золотарёв В.В., в нарушении ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», без оформления специального разрешения - лицензии, ДД.ММ.ГГГГ осуществлял незаконную добычу самородного золота, у него в соотвествии со ст.51 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», возникла обязанность возместить в добровольном или судебном порядке вред, причинённый недрам. Размер вреда, причнённого недрам вследствие нарушения Золотарёвым В.В. законодательства РФ о недрах, расчитанный в соотвествии с правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 564, составляет 86398 руб. 59 коп. Истцом в адрес Золотарёва В.В. ДД.ММ.ГГГГ исх. направлено претензионное письмо, в котором ему предложено добровольно в тридцатидневный срок со дня получения претензионного письма возместить вред, причинённый окружающей среде. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ущерб окружающей природной среде Золотарёвым В.В. не возмещён, в связи с чем, учитывая положения Закона РФ «О недрах», истец просит суд взыскать с Золотарёва В.В. ущерб, причиненный самовольным пользованием недрами в размере 86938 руб. 59 коп.

Представитель истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Ответчик Золотарев В.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, Министерства природных ресурсов Амурской области, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив исковое заявление, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Амурской области.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 3 Положения).

Согласно п. 4.1 названного Положения, Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Пунктом 4.56 Положения предусмотрено, что Управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе, о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст.5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесено, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области наделено правом обращения в суд с настоящим иском.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; земля, недра, почвы наряду с иными являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Частью 5 ст.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, законодательством о недрах.

Согласно ст.1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.3 ст.6 Закона РФ «О недрах», работы по добыче полезных ископаемых являются одним из видов пользования недрами.

Согласно ст.22 названного Закона, пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии со ст. 11 названного Закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, определено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования (п.п. 2.1, 2.2).

Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Как следует из материалов дела, приказом Управления Росприроднадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территории Зейского района Амурской области. Содержанием планового (рейдового) задания являлось обследование особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне РФ, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов в процессе их эксплуатации. Задачами осмотра являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области ФИО5, Управлением Росприроднадзора по Амурской области совместно с сотрудником УФСБ по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> выявлена тяжёлая техника: два бульдозера и один экскаватор, а также промприбор дерокер (магаданец), которые не работали и находились за пределами водоохранной зоны, в результате оперативных работ сотрудниками УФСБ России по Амурской области в г.Зее выявлен гражданин, при себе имевший самородное золото, добытое на участке <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, участок с географическими координатами <данные изъяты> расположен вне контура каких-либо лицензий на пользование недрами.

Согласно протоколу проведения оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем начальника УФСБ России по Амурской области полковником ФИО6, в соответствии с Федеральным законом от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», со ст. ст. 1-2, с п. 8 ч. 1 ст. 6, ст. ст. 7-8, 13-15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», произведено обследование участка местности в районе <данные изъяты> с географическими координатами: <данные изъяты> в целях поиска и обнаружения вещей предметов и документов, свидетельствующих о незаконном обороте драгоценного металла. На указанном участке обнаружен бульдозер Komatsu 155, промывочный стол, насос, неустановленное лицо, представившееся как Золотарев Владимир Владимирович, а также рядом с балком - белая полимерная банка с металлическим веществом желтого цвета различной крупности. Присутствующий при обследовании Золотарев В.В. пояснил, что белая полимерная банка с металлическим веществом желтого цвета различной крупности принадлежит ему, является самородным золотом, которое он незаконно добыл в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обследуемом участке местности; также ему принадлежат бульдозер, промывочный стол и насос, которые служат для добычи самородного золота, при этом документов, разрешающих добычу драгоценного металла, у него не имеется.

Из протокола изъятия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оперуполномоченным отделения в г.Зея УФСБ России по Амурской области на участке местности с географическими координатами <данные изъяты> в присутствии двух понятых у Золотарёва В.В. изъята белая полимерная банка с веществом желтого цвета различной крупности.

Согласно протоколу оперативно-розыскного мероприятия опрос от ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным отделения в г.Зея УФСБ России по Амурской области на участке местности с географическими координатами <данные изъяты> был произведён опрос Золотарёва В.В. Из указанного протокола опроса следует, что Золотарёв В.В. является начальником участка золотодобычи, на котором осуществляется незаконная добыча самородного золота в районе <данные изъяты>, для чего у него имеется специальная техника и промывочный прибор, руководит бригадой, состоящей из двух человек, в его обязанности входит обеспечение деятельности работы бригады: своевременное снабжение ГСМ, запасными частями к специальной технике, съёмка шлихового золота и его реализация. Работы по добыче золота начались в августе 2017 года, съёмку добываемого золота Золотарёв В.В. осуществлял лично. ДД.ММ.ГГГГ, сотрудником УФСБ России по Амурской области, производившим опрос Золотарева В.В., была обнаружена и изъята банка с металлическим веществом жёлтого цвета – золотом, которое было добыто бригадой под руководством Золотарёва В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащим Золотареву В.В..

Согласно заключению специалиста, представленное на исследование металлическое вещество желтого цвета различной крупности общей массой 40,1 грамм, изъятое ДД.ММ.ГГГГ у Золотарева В.В., представляет собой драгоценный металл - самородное золото от 920 до 940 пробы, масса химически чистого золота в самородном золоте составляет от 36,89 до 37,69 грамм, которое ломом ювелирных или бытовых изделий не является.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Золотарёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на право пользования недрами) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Вышеприведённые письменные доказательства, положенные в основу настоящего решения, не вызывают у суда сомнений в их допустимости и достоверности, поскольку содержащиеся в них сведения, представлены уполномоченными на то должностными лицами в пределах имеющейся у них компетенции, указанные сведения согласуются между собой и в своей совокупности позволяют установить значимые по делу обстоятельства.

Совокупностью представленных истцом доказательств подтверждается факт незаконной добычи недр Золотаревым В.В., при этом суд учитывает, что ответчиком, каких-либо доказательств в опровержении вышеуказанного факта не предоставлено.

В силу ч. 1 ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах», лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (п.2 Правил).

Согласно п.6 Правил, стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного, в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз x Р, где: Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).

Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.7).

Согласно сведениям Федерального агентства по недропользованию от 16.11.2017 года, по данным Федеральной службы государственной статистики стоимость 1 грамма необработанного или полуобработанного золота за март - август 2017 года в среднем составила 2342 руб. 06 коп.

Расчёт размера ущерба, причиненного окружающей среде, произведён истцом, исходя из формулы расчёта стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного, в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, установленной Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 564, а также названных выше сведений о стоимости 1 грамма золота, представленных Федеральной службой государственной статистики, данный расчёт проверен судом и признаётся верным.

Таким образом, размер ущерба, причиненного ответчиком окружающей среде, составляет 86398 руб. 59 коп.

При этом суд учитывает, что в силу ст.49 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Как установлено в судебном заседании, вышеуказанный ущерб Золотаревым В.В. в добровольном порядке до настоящего времени не возмещён, доказательств оплаты суммы указанного ущерба ответчиком не предоставлено, в связи чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 791 рублей 96 коп., от уплаты которой истец освобождён.

                          Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области - удовлетворить.

Взыскать с Золотарёва Владимира Владимировича в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области возмещение ущерба, причиненного самовольным пользованием недрами, в размере 86398 (восьмидесяти шести тысяч триста девяноста восьми) рублей 59 коп.

Взыскать с Золотарёва Владимира Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2791 (две тысячи семьсот девяносто один) рубль 96 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                                   О.В. Василенко

2-57/2018 ~ М-48/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области
Ответчики
Золотарёв Владимир Владимирович
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
27.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2018Передача материалов судье
04.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2018Судебное заседание
22.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее