Судья Гайнутдинова А.С. дело № 33-1952/2019
дело № 2-944/2019 (12RS0001-01-2019-001157-09)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 29 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Волжск» на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Гайфуллина М.А. к администрации городского округа «Город Волжск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить;
обязать администрацию городского округа «Город Волжск» предоставить Гайфуллину М.А., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения;
взыскать с администрации городского округа «Город Волжск» в пользу Гайфуллина М.А. возврат госпошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайфуллин М.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Волжск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска Гайфуллин М.А. указал, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 и отец ФИО2 были лишены родительских прав. Его воспитанием занималась бабушка ФИО3, которая постановлением администрации г. Волжска Республики Марий Эл <№> от 31 января 2001 года была назначена его опекуном. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 29,2 кв. м, проживать невозможно, так как кроме него в нем проживают еще трое жильцов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Волжск» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым установить срок для исполнения требований, указанных в иске, до 1 марта 2020 года.
В обоснование жалобы указано, что судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Предусмотренные в бюджете на 2019 года финансовые средства на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в полном объеме израсходованы на исполнение судебных решений, вынесенных в 2018 году. Судебные решения, вынесенные в 2019 году, могут быть исполнены за счет соответствующего финансирования только за счет субвенций из республиканского бюджета на 2020 год. В связи с указанным ответчик просил суд первой инстанции установить срок для исполнения судебного решения до 1 марта 2020 года, однако данным доводам судом оценка не дана.
Представитель администрации городского округа «Город Волжск» на рассмотрение жалобы в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Заслушав Гайфуллина М.А., просившего оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не находит.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого Федерального закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, а именно, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл № 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл № 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл № 79-З).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Из материалов дела видно, что Гайфуллин М.А., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 и отец ФИО2 решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 сентября 2002 года лишены родительских прав в отношении него.
В соответствии с постановлением главы администрации города Волжска Республики Марий Эл <№> от 31 января 2001 года ФИО3 назначена опекуном Гайфуллина М.А. За несовершеннолетним Гайфуллиным М.А. сохранено жилое помещение по адресу: <адрес> на период его нахождения под опекой.
Согласно акту комиссии <№> от 26 декабря 2013 года проживание Гайфуллина М.А. в жилом помещении по вышеуказанному адресу невозможно ввиду того, что там зарегистрировано три человека, что является менее учетной нормы жилого помещения, приходящегося на одно лицо.
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл <№> от 26 декабря 2013 года Гайфуллин М.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее – Список).
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел квыводу о том, что государственные полномочия по обеспечению детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями,возложены на администрацию городского округа «Город Волжск»,однако в отношении Гайфуллина М.А. указанные обязанности ответчиком в настоящее время не исполнены.
Право истца на получение жилого помещения и факт его включения в Список ответчиком не оспаривается.
Доводы жалобы о необходимости установления срока для исполнения решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежат отклонению как необоснованные, поскольку положения норм, регулирующих спорные отношения, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для определения срока, в течение которого обязанность по предоставлению жилья должна быть исполнена.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Волжск» - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Скворцова
Н.Г. Лелеков