57RS0023-01-2021-006100-90
Дело № 2-1048/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года город Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Леоновой Ю.И., помощнике Исайкиной Л.В.,
с участием истца помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Михайловой М.А.,
представителя ответчика администрации г.Орла, третьего лица Управления строительства, благоустройства, городского хозяйства администрации г.Орла, третьего лица Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла Лоскутовой Е.Е.,
представителя ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях Рагулиной М.В.,
представителя ответчика религиозной организации «Орловская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) Гречун О.Н.,
представителя третьего лица Арбитражного суда Орловской области Герасимовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора к администрации г.Орла, межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, религиозной организации «Орловская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Орла о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления. В качестве соответчиков привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, религиозная организация «Орловская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)»
В обоснование заявленных требований истец указал, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации сбора и вывоза на территории города Орла, в результате выявлены факты захламления территории по склонам оврага, протяженностью 205 метров, шириной от 17 до 30 метров, расположенного от территории Арбитражного суда Орловской области до реки Ока (г. Орёл, Монастырская площадь, 3) на незащищенных участках почвы размещены локальные свалки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных коммунальных отходов.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в связи с тем, что часть земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010516:14, находящегося в пользовании Арбитражного суда Орловской области была очищена и приведена в надлежащее состояние, иск к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях истец не поддерживал в связи с устранением нарушений.
В связи с чем, с учетом окончательно уточненными требованиями просит суд обязать администрацию города Орла обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером №*** общей площадью 5553.9 кв.м по адресу: <...>, на площади 108,1 кв.м, в следующих координатах характерных точек, определенных спутниковых геодезическим оборудованием:
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
Обязать администрацию города Орла обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №***:3 общей площадью 56821 кв.м, по адресу: <...>, 3:
- №***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Орла представила в материалы дела письменный отзыв на иск, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных истцом исковых требований по основаниям в нем изложенным.
Представители межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Арбитражного суда Орловской области полагались на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 22 указанного федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 к основным способам складирования отходов относится, в том числе, складирование вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород). Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты - размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, шламовый амбар, хвостохранилище и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 11, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относится: участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Уставом города Орла решение вопросов местного значения городского округа по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города, участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям администрации города Орла.
Требования к санитарному содержанию территорий городского округа, планово-регулярной системе сбора и удаления бытовых отходов предусмотрены Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «город Орел», утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 № 5/0073-ГС.
В силу п. 3.18 указанных Правил в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Орла запрещается: сброс мусора и иных отходов вне специально отведенных для этого мест, сброс, накопление и хранение отходов производства и потребления, грунта вне специально отведенных для этого мест, слив жидких бытовых и производственных отходов на территорию дворов, улиц, закапывание нечистот и ТБО в землю.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №*** находится в собственности Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования Арбитражному суду <...> (зарегистрировано ДД.ММ.ГГ №***), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 57№*** находится в муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования религиозной организации «Орловская ФИО1 Церкви (Московский патриархат) (зарегистрировано ДД.ММ.ГГ №***), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***.
В ходе проверки проведенной истцом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с выходом на место с привлечением специалистов Управления Приокскорго межрегионального Управления Росприроднадзора, Управления Росреестра по орловской области, Управления Роспотребнадзора по <...>, выявлен факт того, что по склонам оврага, протяженностью 205 метров, шириной от 17 до 30 метров, расположенного от территории Арбитражного суда <...> до реки Ока (г. Орёл, <...>, 3) на незащищенных участках почвы размещены локальные свалки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных коммунальных отходов.
Из акта обследования Управления Росреестра по <...> от ДД.ММ.ГГ следует, что свалки отходов расположены на площади 108.1 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером №***, а так же на площади 129,4 кв.м, 12,3 кв.м., 14.1 кв.м., 22,8 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №***
В ходе выездного судебного заседания с участием специалистов Управления Приокскорго межрегионального Управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по <...> установлено, что исходя из морфологического состава выявленных свалок, доступности территории на которых они расположены для неопределенного круга лиц источниками их образования выступают рядом расположенные частные домовладения по <...>.
Кроме того, в ходе выездного судебного заседания установлено и следует из акта обследования Управления Росреестра по <...> от ДД.ММ.ГГ, что земельные участки 57:25:0010516:14 и №*** используются религиозной организацией «Орловская ФИО1 Церкви (Московский патриархат) и Арбитражным судом <...> не по установленным границам, а по границам имеющихся ограждений (заборов). Фактически часть территории расположенной в юридических границах, в том числе в местах нахождения отходов ими не используется.
В ходе рассмотрения настоящего дела часть земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010516:14, находящегося в пользовании Арбитражного суда <...> была очищена и приведена в надлежащее состояние, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГ.
На земельном участке с кадастровым номером №*** имеют место несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов по адресу: <...>,а именно:
на площади 108,1 кв.м, в следующих координатах характерных точек, определенных спутниковых геодезическим оборудованием:
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
по адресу: <...>, 3 на площади 129,4 кв.м в следующих координатах характерных точек, определенных спутниковых геодезическим оборудованием:
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
№***
Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотра территории, проведенного ДД.ММ.ГГ специалистами Управления Росреестра по Орловской области. составленного уполномоченным лицом - государственньм инспектором в Орловской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Орловской области ФИО10, схематическим чертежом границ земельного участка и фото материалами.
Вместе с тем, несмотря на значительную площадь загрязнения отходами, со стороны собственника земельного участка №*** -администрации <...>, должные и своевременные меры к обеспечению защиты муниципальных земель от загрязнения отходами производства и потребления, соблюдения земельного законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических норм, к ликвидации указанной свалки не принимаются.
Данная несанкционированная свалка отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, сохранность их жизни и здоровья. Наличие несанкционированной свалки приводит к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших природные свойства земель.
В силу п. 2 ч.15, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации предусматривающий специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, запрещено размещение отходов производства и потребления. Устройство сооружений для сбора отходов потребления допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Несанкционированное размещение твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в черте города Орла в овраге, имеющим свободный доступ, расположенном в водоохранной зоне реки Ока является следствием ненадлежащей реализации органом местного самоуправления муниципального образования «Город Орел» полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В нарушение приведенных норм права, администрацией города не обеспечено проведение мероприятий по охране окружающей среды, созданию, обустройству площадок накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов и оснащению их мусоросборниками в количестве, позволяющем собирать отходы от всех лиц, проживающих в зоне обслуживания данной площадки, контроль за соблюдением правил благоустройства городской территории.
Приведенные обстоятельства явились причиной размещения твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в несанкционированных местах, нарушения правового режима водоохранной зоны водного объекта, создали угрозу загрязнения реки Ока.
Между тем, меры к ликвидации указанных свалок администрацией города не приняты.
В свою очередь, несанкционированное размещение отходов в границах водоохранной зоны федерального водного объекта создает угрозу загрязнения реки Ока, что нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество.
Кроме того, факт захламления земельного участка, расположенного в водоохранной зоне, отходами производства и потребления создает угрозу загрязнения природных ресурсов, таких как почвы, водный объект, являющихся незаменимыми составляющими среды обитания человека и гражданина и условий его проживания, а также угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния территории городского округа, что непосредственно нарушает гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьями 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания и безопасную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации г.Орла в полном объеме.
Определяя срок для выполнения возложенных обязанностей, суд исходя из того, что для их выполнения потребуется время, полагает необходимым установить его до 6-ти месяцев в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон (разъяснения, содержащиеся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Установление судом вышеуказанного срока соответствует обстоятельствам дела, значимости разрешенных вопросов, касающихся исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Кроме того, указанный срок соответствует длительности процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора к администрации г.Орла, межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, религиозной организации «Орловская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать администрацию города Орла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №*** по адресу <...>,3 на площадях 131 кв.м., 12,3 кв.м., 14,1 кв.м., 22,8 кв.м. в координатах характерных точек, определенных в списке координат составленном государственным инспектором в Орловской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Орловской области ФИО10
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья О.В.Лигус
Мотивированный текст изготовлен 14.06.2022.