Адм. дело № 2а-6513/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
20 августа 2019 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего в судебном заседании судьи Емельяненко Е. А.,
с участием: секретаря судебного заседания Пининой К. Д.; прокурора Козаевой Е. И.; административного истца Б. С. А.; административного ответчика Территориальной избирательной комиссии № 11, в лице председателя по доверенности К. С. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Б. С. А. о защите избирательных прав,
установил:
Б. С. А. (далее также (административный) истец) обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором потребовал признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 11 от 11.07.2019 № 73-39-67 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей шестого созыва по избирательному округу № 67 Б. А. В." (далее также заинтересованное лицо), указав в обоснование этих требований следующее.
В соответствии со статьями 24 (пункт 4) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", 1 (пункт 6) Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 5.07.2006), постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27.06.2017 № 236-5 на Территориальную избирательную комиссию № 11 (далее также (административный) ответчик, (территориальная) избирательная комиссий, ТИК) возложены полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей.
В соответствии со статьями 25 (пункт 1) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, 15 (пункт 2) Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) и на основании постановления Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27.06.2017 № 236-5, решением Территориальной избирательной комиссии № 11 от 20.06.2019 № 65-7 на данную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов №№ 65 - 68 по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей шестого созыва.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей от 18.06.2019 № 01-19/023 "О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей шестого созыва" такие выборы назначены на 8.09.2019.
Решением этой избирательной комиссии от 12.07.2019 № 74-17-67 кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 67 зарегистрирован Б. С. А., в связи с чем (обретением такого статуса) у него имеется право оспаривать решения избирательной комиссии (равно требовать его отмены) о регистрации других кандидатов в депутаты по многомандатному избирательному округу № 67, а также требовать отмены их регистрации (безотносительно к вопросу законности решения избирательной комиссии о такой регистрации) (см. статьи 239 (части 10, 11) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), 75 (пункт 5), 76 (пункты 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Оспариваемое решение административный истец находит незаконным по основаниям подпункта "п" пункта 4, пункта 11 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46, поскольку по данным официального информационного ресурса ("сайта") в информационно-телекоммуникационной сути "Интернет" Санкт-Петербургской избирательной комиссии Б. А. В., дата рождения: 15.06.1987; место рождения: город Кировск Ленинградской области, наряду с вышеуказанной регистрацией, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальные округа Семеновский и Адмиралтейский, каждого в отдельности.
Прокурор в заключении по существу настоящего дела не нашел исковые требования рассматриваемого иска подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании по разбирательству названного спора сторона административного истца настаивала на удовлетворении требований рассматриваемого иска по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика (территориальная избирательная комиссия) в указанном заседании возражал против удовлетворения требований рассматриваемого административного искового заявления, полагая оспариваемое решение правильным.
Заинтересованное лицо Б. А. В., будучи извещенным о времени и месте заседания суда по разбирательству настоящего дела, в это заседание не прибыл и явку своего представителя в него не обеспечил, отложения этого разбирательства не потребовал, объяснения по существу дела не представил; явка этого участника в указанное заседание обязательной судом не была признана; при таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьями 150, 243 (часть 3) КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие названого участника.
Во исполнение требований части 1 статьи 243 КАС РФ о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения избирательной комиссии муниципального образования в вышестоящую избирательную комиссию (Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6; факс 570-1777) судом направлена информация.
Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право защиты избирательных прав в судебном порядке предусмотрено статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1, главой 24 КАС РФ данное дело рассмотрено и разрешено по правилам этого кодекса.
Одним из аспектов разбирательства в порядке административного судопроизводства является обязательная проверка соблюдения срока подачи в суд рассматриваемого административного искового заявления, даже если никто из участвующих в деле лиц не указывал на пропуск такого срока и не требовал проверки его соблюдения.
Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Оспориваемое решение принято в 20-38 (см. пункт 2 (абзац первый) статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014)) 11.07.2019, соответственно, последним днем подачи в суд заявления рассматриваемого административного искового заявления является 22.07.2019, так как 21 день этого месяца не является рабочим днем; рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ("электронная" почта) 14.08.2019 (о чем свидетельствует квитанция отправки).
Следовательно, рассматриваемый срок (для обращения в суд) следует считать пропущенным, соответственно, в удовлетворении иска следует отказать по правилам части 2 статьи 244 КАС РФ без исследования аспектов дела, кроме относящихся к факту пропуска названных сроков, поскольку в силу части 7 статьи 240 этого кодекса названный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Наряду с изложенным суд отмечает следующее.
Статьями 3 (части 1 - 3), 32 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В силу статьи 1 (пункты 1 - 3, 6) названного закона, этим законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (см. также пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно статье 4 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) такие выборы проводятся на территории соответствующего муниципального образования, границы которого определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга", в силу статей 2, 7 (подпункты 3, 4, 24 пункта 3) которого административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга.
Внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга (далее - муниципальные образования) являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт-Петербурга).
Муниципальными образованиями являются: муниципальный округ Адмиралтейский округ; муниципальный округ Семеновский; муниципальный округ Прометей.
Исходя из указанных норм в их системной связи и правовом единстве, выборы депутатов муниципальных советов в каждом из указанных округов проводятся независимо друг от друга, что не исключает одновременное участие заинтересованного лица в качестве кандидата в депутаты этих советов в соответствующих избирательных компаниях.
Притом, в силу статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 день голосования на рассматриваемых выборах, как правило, совпадает, что не умаляет указанного права гражданина, обладающего пассивным избирательным правом, баллотироваться одновременно в разных муниципальных округах - по списку пункта 3 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 411-68.
Таким образом, оспариваемое в данном деле решение избирательной комиссии соответствует закону.
Вещественные доказательства к делу не приобщались, меры предварительной защиты оспариваемых прав равно гражданский иск в рамках дела не принимались; иные сведения, обязательные к изложению в решении суда в силу закона, отсутствуют.
На основании изложенного руководствуясь статьями 46 (части 1, 2), 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, 1 - 3, 9, главами 15, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Б. С. А. о защите избирательных прав – в полном объеме выраженных в нем требований.
соответствии с частью 3 статьи 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья: Е. А. Емельяненко
Решение суда в окончательной форме принято21.08.2019