Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2014 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кочетковой С.А.
при секретаре Орловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Березняковой И.В., в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка - инвалида А., об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления.
УСТАНОВИЛ:
Березнякова И.В. является родителем несовершеннолетнего ребенка-инвалида А., хх года рождения.
Заявитель 23 октября 2013 года обратилась с заявлением в Администрацию г. Ставрополя о предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
17 декабря 2013 года она получила отказ заместителя руководителя Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что отсутствуют сведения о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Березнякова И.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении ей в первоочередном порядке в долгосрочную аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении на Администрацию г. Ставрополя обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида, ссылаясь на то, что льгота на предоставление семье, имеющей ребенка инвалида в первоочередном порядке земельного участка под ИЖС предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебное заседание заявитель Березнякова И.В. не явилась, извещенная о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Третьякова Е.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Ставрополя и Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явились, извещенные о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела на другой срок не просили, в связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ, признает причину неявки представителей заинтересованных лиц в судебное заседание не уважительной, и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, находит, что требования Березнякова И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действие (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Судом установлено, что Березнякова И.В., является матерью А., хх года рождения, который является ребенком-инвалидом, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка и справкой Бюро № 28 ФКУ «ГБ МСЭ по СК».
20.11.2013 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя было отказано Березняковой И.В. в предоставлении земельного участка по тому основанию, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах).
Суд считает, что по данному основанию отказ является незаконным, поскольку, ст. 17 Федерального закона от 24.11.2995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Указанные положения закреплены также и в Постановлении Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, при этом основанием для предоставления земельного участка является приложенная к заявлению справка, подтверждающая установления факта инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Общий порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлен ст. 30.1 Земельного кодекса РФ - за плату через аукцион.
Однако, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, то есть равные возможности и условия всех участников аукциона. При таких обстоятельствах реализация вышеуказанного принципа первоочередности предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, земельных участков невозможна.
Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Возможность предоставления инвалиду земельного участка для указанных в законе целей не может быть поставлена в зависимость от отсутствия порядка такого предоставления.
Вместе с тем, в силу п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений (действий, бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд, при рассмотрении дела, должен выяснить имеет ли орган, принявший решение, полномочия на его принятие, соблюден ли порядок принятия решения, соответствует ли оспариваемое решение требованиям Закона и иному нормативному акту, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований Законодательства, хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействий).
Таким образом, по смыслу указанного Закона, суд должен проверить законность отказа, на соответствие его действующему законодательству.
Из содержания статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающей порядок обеспечения инвалидов жилой площадью, следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законом в целях реализации жилищных прав инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Порядка).
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида.
Поскольку обращение заявителя в суд обусловлено требованием о предоставлении льготы (преимущества), обязанность доказать наличие у заявителя права на льготу возлагается на самого заявителя.
Из этого следует, что заявление инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть удовлетворено лишь по месту его жительства и при доказанности его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что заявителем, как в орган местного самоуправления, так и в суд не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, документа о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, либо наличия оснований для такого признания, так же отсутствуют доказательства постановки на учет улучшения жилищных условий в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Из представленной в судебное заседание копии домовой книги на жилой дом № 233/7-а по ул. Октябрьская г. Ставрополя, усматривается, что ребенок-инвалид вместе с матерью проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, общей площадью 75, 8 кв.м, жилой площадью 32, 3 кв.м.
В указанном жилом помещении, кроме них, зарегистрированы мать и отчим заявителя.
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 № 184 учетная норма общей площади жилого помещения в Ставрополе, приходящегося на одного гражданина, составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что семья ребенка-инвалида, с учетом его права на дополнительную площадь, обеспечена жилой площадью по установленной норме.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что не подтверждена надлежащим образом нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, поскольку, таковыми заявитель и члены его семьи должны быть признаны в установленном Законом порядке и поставлены на учет.
Таким образом, оснований для признания незаконным отказа Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 20.11.2013 г. № 5245-09/7-13/3 в предоставлении заявителю земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, не имеется.
Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Березняковой И.В. о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 20.11.2013 г. № 5245-09/7-13/3 в предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство - оставить без удовлетворения.
Требование Березняковой И.В. о возложении на администрацию г. Ставрополя обязанности предоставить ей в первоочередном порядке, в долгосрочную аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах города Ставрополя - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 марта 2014 года.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Кочеткова С.А.
Копия верна.
Судья Кочеткова С.А.