РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2015 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.
при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1094/2015 по заявлению ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5 о признании незаконными решения, действий (бездействия) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард, совершенных при принятии решения Городской Думой муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда",
УСТАНОВИЛ:
Заявители ФИО8, ФИО9, ФИО16 ФИО25., ФИО16 ФИО26., ФИО10, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5 обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард (далее Городская Дума), совершенных при принятии решения Городской Думой от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда". В обоснование заявленных требований указали, что имеют в пользовании на территории дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача -2" (после реорганизации "Север") земельные участки, относящиеся к землям населённых пунктов до принятия без учета решения публичных слушаний решения Городской Думой от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда". В то время как по результатам состоявшихся 08 декабря 2014 года публичных слушаний по проекту оспариваемого решения Городской Думы принято решение о необходимости поддержать проект решения Городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда", оставив при этом территорию дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" в границах населенного пункта г. Салехарда. Ссылались на незаконность действий заинтересованных лиц, выразившихся в нарушении сроков и порядка размещения в средствах массовой информации информационного сообщения о причине принятия решения без учета результата публичных слушаний, которой согласно публикации в газете "Полярный круг" №17/1 (1206) от 23 апреля 2015 года явилось несоответствие озвученного на публичных слушаниях предложения в части, обеспечивающей расположение дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" в границах населенного пункта, техническому заданию на разработку проекта "Корректировка генерального плана г. Салехард", целям и задачам территориального планирования города". Акцентировали внимание на различности перечня приложений к оспариваемому решению, опубликованных на официальных сайтах Городской Думы и муниципального образования г. Салехард, не предоставляющих полную и достоверную информацию об отнесении территории дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" за черту населённого пункта г. Салехард. Полагали о нарушении принятым без учета результата публичных слушаний по вышеназванной причине решением гарантированное действующим законодательством и Уставом муниципального образования г. Салехард право заявителей на участие в осуществлении местного самоуправления в г. Салехарде. Просили признать незаконными действия Администрации муниципального образования г. Салехард, выразившиеся в игнорировании требований действующего законодательства об обязательном согласовании с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа вносимых в Генеральный план города Салехард в период с 29 декабря 2014 года по 19 февраля 2015 года изменений; в размещении после 19 февраля 2015 года на официальном сайте муниципального образования город Салехард www.salekhard.org решения Городской Думы от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда" в редакции, не соответствующей редакции принятого Городской Думой решения, а также в опубликовании 23 апреля 2015 года в городской газете "Полярный круг" информации об оспариваемом решении Городской Думы в редакции, не соответствующей редакции принятого Городской Думой решения. Просили также признать незаконными действия Городской Думы, выразившиеся в игнорировании требований действующего законодательства об обязательном учёте результатов публичных слушаний по проекту оспариваемого решения Городской Думы, состоявшихся 08 декабря 2014 года, при принятии решения Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда"; в отказе 15 апреля 2015 года в предоставлении информации, отражающей ход голосования и причины оставления без внимания результатов состоявшихся 08 декабря 2014 года публичных слушаний при принятии оспариваемого решения и в отказе в рассмотрении вопроса о созыве внеочередного заседания Городской Думы с целью пересмотра и отмены оспариваемого решения Городской Думы. Ввиду отсутствия с 19 февраля 2015 года до настоящего времени официального опубликования в установленном действующим законодательством порядке оспариваемого решения и несоответствии редакции данного решения на сайте www.salekhard.org содержанию самого решения, просили признать решение Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда" недействующим во всех редакциях, размещенных на официальных сайтах Городской Думы, Администрации муниципального образования г. Салехард и в городской газете "Полярный круг".
Определением судьи Салехардского городского суда от 05 мая 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард.
В судебном заседании заявители ФИО9, ФИО16 ФИО29., ФИО16 ФИО30 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15 и ФИО6 заявителей ФИО19, действующий на основании доверенностей в интересах ФИО9 и ФИО15 и на основании определения судьи, занесенного в протокол судебного заседания в интересах ФИО8, ФИО16 ФИО27., ФИО16 ФИО28., ФИО10, ФИО4, ФИО12 и ФИО5, на удовлетворении уточненных заявленных требованиях настаивали в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснили, что оспариваемым решением изменены требования к назначению земельных участков, предназначенных с учетом изменений лишь для ведения садоводничества, огородничества и дачного хозяйства, в то время как приобретались земельные участки, относящиеся к землям населенных пунктов, для индивидуальной жилой застройки. Акцентировали внимание на отсутствии осведомленности о целях и необходимости вынесения территорий дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" (после реорганизации ДНТ "Север") и "Надежда" за черту населенного пункта г. Салехард, а также на нарушении прав заявителей, выразившихся в ограничении прав на участие в публичных слушаниях, на получение достоверной и полной информации, на выбор места проживания именно в населенном пункте г.Салехард, на участие в осуществлении местного самоуправления, на транспортную доступность, на получение образования в школах г. Салехард, в возможном повышении тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в возможном отказе аварийно-спасательных служб и скорой медицинской помощи от оказания необходимой помощи жителям дачных некоммерческих товариществ виду их проживания за пределами зоны обслуживания г. Салехард, в необходимости в будущем самостоятельно нести расходы на строительство и содержание дорог. Одним из основных критериев нарушения прав заявителей в результате внесенных оспариваемым решением изменений в Генеральный план г. Салехарда считали значительное снижение рыночной стоимости земли при изменении категории земли с земель населенных пунктов на земли сельскохозяйственного значения. Просили с учетом уточнений признать незаконными действия Администрации муниципального образования г. Салехард, выразившиеся в игнорировании требований действующего законодательства об обязательном согласовании с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа вносимых в Генеральный план г. Салехард в период с 29 декабря 2014 года по 19 февраля 2015 года изменений; в размещении после 19 февраля 2015 года на официальном сайте муниципального образования г. Салехард www.salekhard.org оспариваемого решения Городской Думы в редакции, не соответствующей действительному содержанию указанного решения (с графическими материалами, не утвержденными Городской Думой муниципального образования г. Салехард); в опубликовании 26 февраля 2015 года в городской газете "Полярный круг" оспариваемого решения в редакции, не соответствующей действительному содержанию указанного решения (с графическими материалами, не утверждёнными Городской Думой муниципального образования г. Салехард); в опубликовании 23 апреля 2015 года в городской газете "Полярный круг" информации об оспариваемом решении в редакции, не соответствующей действительному содержанию указанного решения Городской Думы муниципального образования г. Салехард. Также с учетом уточнений просили признать незаконными действия Городской Думы, выразившиеся в игнорировании требований действующего законодательства об обязательном учете результатов состоявшихся 08 декабря 2014 года публичных слушаний по проекту оспариваемого решения при принятии решения Городской Думой от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда"; в отказе 15 апреля 2015 года в предоставлении информации, отражающей ход голосования и причины оставления без внимания результатов состоявшихся 08 декабря 2014 года публичных слушаний при принятии оспариваемого решения; в отказе 15 апреля 2015 года в рассмотрении вопроса о созыве внеочередного заседания Городской Думы с целью пересмотра и отмены оспариваемого решения; в опубликовании 26 февраля 2015 года в городской газете "Полярный круг" оспариваемого решения в редакции, не соответствующей действительному содержанию указанного решения (с графическими материалами, не утвержденными Городской Думой); в опубликовании 23 апреля 2015 года в городской газете "Полярный круг" информации об оспариваемом решении в редакции, не соответствующей действительному содержанию указанного решения Городской думы. Ввиду несоответствия редакции оспариваемого решения на официальном сайте муниципального образования г. Салехард www.salekhard.org и в специальном выпуске №9/1 (1198) городской газеты "Полярный круг" от 26 февраля 2015 года действительному содержанию решения Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда" просили признать недействующим указанный нормативный правовой акт во всех редакциях, размещенных на официальных сайтах муниципального образования г. Салехард, Городской Думы, Администрации муниципального образования г. Салехард и в городской газете "Полярный круг".
Заявители ФИО8, ФИО14, ФИО5, ФИО4 и ФИО13, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
Представитель заинтересованного лица Городской Думы г. Салехарда Галямшин В.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность действий и оспариваемого решения Государственной Думы. В обоснование возражений указал, что 19 февраля 2015 года уполномоченным органом в соответствии с Уставом муниципального образования г. Салехард представительным органом законодательной власти в установленном законом порядке принято и опубликовано решение о внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда. В соответствии с требованиями ст.28 ФЗ-131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" перед принятием оспариваемого решения 08 декабря 2014 года проведены публичные слушания, по результатам которых принято решение о необходимости поддержать проект решения Городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда", оставив при этом территорию дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" в границах населенного пункта г. Салехарда. Поскольку в соответствии с Уставом и законом итоги публичных слушаний носят для Главы Администрации г. Салехарда, уполномоченного в силу своей компетенции вносить в Государственную Думу на утверждение проект решения о внесении изменений в Генеральный план г. Салехард, рекомендательный характер, то по результатам публичных слушаний проект может быть по единоличному решению Главы Администрации г. Салехард направлен на доработку с учетом решения публичных слушаний либо на утверждение в Государственную Думу без учета решения публичных слушаний, что и было сделано в оспариваемом случае. Отвечая на вопросы, пояснил, что при принятии оспариваемого решения результаты публичных слушаний не обсуждались, несмотря на приложенный к проекту протокол публичный слушаний, по причине внесения на утверждение проекта решения Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда" без учета итогов публичных слушаний. Акцентировал внимание на обязанности Администрации муниципального образования г. Салехард довести до населения информацию о причинах принятия Городской Думой решения без учета итогов публичных слушаний, которая была исполнена Городской Думой по предписанию прокурора г. Салехарду на основании представленных Главой Администрации г. Салехарда сведений. Ссылаясь на соблюдение процедуры принятия решения и осведомленность депутатов о результатах публичных слушаний, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального образования г. Салехард Вакула В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на недоказанность нарушения прав заявителей оспариваемым решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда" и действиями заинтересованных лиц, совершенных при принятии указанного решения. В обоснование возражений указал, что при разработке генерального плана города и выведении территории дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" из границ населенного пункта учитывались обстоятельства возможного нарушения прав граждан путем истребования информации из УФПС ЯНАО -филиал ФГУП "Почта России" о порядке доставки почтовых отправлений, пенсий и пособий постоянно проживающим в дачных некоммерческих товариществах "Удача-2" и "Надежда" адресатам, из отдела Министерства внутренних дел России по г. Салехарду о порядке обслуживания участковым уполномоченным полиции и сотрудниками полиции при совершении правонарушений и преступлений; из МП "Салехардремстрой муниципального образования г. Салехард об осуществлении вывоза твердых и жидких бытовых отходов с использованием специализированного транспорта; из департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о возможности заключения договоров на сбор и вывоз жидких бытовых отходов с проживающими на территории дачных некоммерческих товариществ гражданами по стоимости населения населенного пункта; из департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард о предоставлении на территории муниципального образования г. Салехард мер социальной поддержки; из департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования г. Салехард о возможности организации автобусного маршрута к территориям дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда"; из Государственного учреждения по Ямало-Ненецкому автономному округу о приеме сведений о застрахованных лицах, зарегистрированных по месту жительства в жилых домах на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда"; из ГБУЗ ЯНАО "Салехардская станция скорой медицинской помощи" об оказании скорой и неотложной медицинской помощи; из Территориальной избирательной комиссии г. Салехарда о возможном соблюдении избирательных прав граждан, проживающих на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда". Акцентировал внимание на определении границ населенного пункта г. Салехарда вступившим в законную силу решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2014 года, которым признаны недействующими решения Городской Думы г. Салехарда от 14 октября 2011 года №69 и от 25 декабря 2013 года "Об утверждении Генерального плана г. Салехард" в части включения земель, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, за границами которого расположены территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда", в черту населенного пункта. Дополнительно пояснил, что впервые границы земельных участков дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" были сформированы в 2011 году, поставлены на кадастровый учет с определением вида разрешенного использования - ведение дачного хозяйства, садоводства с правом возведения жилого строения и категории земли - земли населенных пунктов и необоснованно включены при утверждении в 2011 году Генерального плана г. Салехарда, признанного вступившим в законную силу решением суда в указанной части незаконным, в границы населенного пункта г. Салехард. Ссылаясь на нахождение территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" до 2011 года за границами населенного пункта г. Салехард и определение оспариваемым решением лишь новых границ г. Салехарда без изменения первоначально определенного вида разрешенного использования земельных участков дачных некоммерческих товариществ - ведение дачного хозяйства, садоводства с правом возведения жилого строения с изменением лишь категории земли с "земли населенных пунктов" на "земли сельскохозяйственного назначения", а также с соблюдением для проживающих на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" граждан возможности обладания правами и обязанностями жителей муниципального образования г. Салехард, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард Зубарева Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, поддержав доводы представителя администрации муниципального образования г. Салехард. Дополнительно указала, что территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" не могут относиться к землям населенного пункта ввиду не перспективности развития инфраструктуры, строящейся в соответствии с утвержденным проектом организации застройки территории, в то время как проживающие на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" граждане являются жителями г. Салехарда и обладают правами и обязанностями в соответствии с Уставом муниципального образования г. Салехард. Отвечая на вопросы указала, что при утверждении Генерального плана г. Салехарда границы определялись с северной стороны по границе Аэропорта со стороны города Салехард в соответствии с границами состоящих на кадастровом учете земельных участков. Поскольку оспариваемым решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда" вид разрешенного использования земельных участков дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" и права проживающих на указанной территории граждан не нарушаются, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представители Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, редакции газеты "Полярный круг", будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали, письменные возражения относительно заявленных требований не представили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании положений ст. 46 Конституции РФ и главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Таким образом, из анализа приведенных норм и исследованных в судебном заседании документов следует, что действия (бездействия) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард, совершенные при принятии решения Городской Думой муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, а равно как указанное решение относятся к решениям и действиям (бездействиям), которые могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.
Положения части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определяют, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации соответствии (подпункты «в» и «к»).
Вопросы по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются Земельным кодексом РФ, пунктом 3 статьи 2 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Исходя из подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и земли населенных пунктов предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.
Исходя из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Закон № 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Закона № 172-ФЗ).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов указывают также на необходимость обоснования перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую (статья 2).
Генеральные планы и схемы территориального планирования в соответствии с главой 3 Градостроительного кодекса РФ являются градостроительной документацией по территориальному планированию, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа.
Вместе с тем, участвующими в деле лицами такое право органа местного самоуправления не оспаривается.
При этом, в силу действующего законодательства перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен осуществляться с соблюдением строго определённой процедуры.
В соответствии с положениями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 названного Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что заявители имеют в пользовании на территории дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача -2" (после реорганизации "Север") земельные участки, относящиеся к землям населённых пунктов до принятия без учета решения публичных слушаний решения Городской Думой от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда".
Вместе с тем, по результатам состоявшихся 08 декабря 2014 года публичных слушаний по проекту оспариваемого решения Городской Думы принято решение о необходимости поддержать проект решения Городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план г. Салехарда", оставив при этом территорию дачных некоммерческих товариществ "Надежда" и "Удача-2" в границах населенного пункта г. Салехарда.
Решением Городской Думы города Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в Генеральный план г.Салехарда" по итогам проведенных согласительных процедур с исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (всеми профильными департаментами) и без учета результата публичных слушаний земли с кадастровыми номерами 89:08:070101:226 (арендатор дачное некоммерческое товарищество "Удача-2") и 89:08:070101:255 (арендатор дачное некоммерческое товарищество "Надежда"), предназначенные для ведения дачного хозяйства, садоводства с правом возведения жилого строения, исключены из границ населенного пункта г. Салехард с переводом в категорию - земли сельскохозяйственного назначения.
Указанное решение и действия (бездействие) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард, совершенные при его принятии заявители считают незаконными ввиду ограничения их права на участие в публичных слушаниях, на получение достоверной и полной информации, на выбор места проживания (именно в населенном пункте г.Салехард), на участие в осуществлении местного самоуправления, на транспортную доступность, на получение образования в школах г. Салехард, в возможном повышении тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в возможном отказе аварийно-спасательных служб и скорой медицинской помощи от оказания скорой неотложной помощи жителям дачных некоммерческих товариществ по причине их проживания за пределами зоны обслуживания г. Салехард. Одним из основных критериев нарушения прав в результате внесенных оспариваемым решением изменений в Генеральный план г. Салехарда заявители указывают на необходимость в будущем самостоятельно нести расходы на строительство и содержание дорог, а также значительное снижение рыночной стоимости земли при изменении категории земли с земель населенных пунктов на земли сельскохозяйственного значения.
На основании положений ст. 12 ГПК РФ с учетом принципа состязательности и равноправия сторон гражданин, обратившийся в суд за защитой своих прав, должен доказать, что его права и интересы нарушены.
При этом, специфика правил распределения бремени доказывания по рассматриваемой категории дел предопределила, что обращаясь в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ граждане не должны доказывать незаконность обжалуемых действий и решений, а обязаны доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод оспариваемыми действиями и решениями, предоставляющий заявителям право на вышеназванное обращение.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Между тем, заявителями и их представителем, вопреки требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения прав и свобод граждан, проживающих на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда", в результате исключения оспариваемым решением указанной территории из границ населенного пункта г. Салехард с переводом в категорию - земли сельскохозяйственного назначения.
Вопреки доводам заявления, судом по делу установлено и не оспорено сторонами, что впервые границы земельных участков дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" были сформированы в 2011 году, поставлены на кадастровый учет с определением вида разрешенного использования - ведение дачного хозяйства, садоводства с правом возведения жилого строения и категории - земли населенных пунктов, а также включены в границы населенного пункта г. Салехард при утверждении в 2011 году Генерального плана г. Салехарда, признанного незаконным вступившим в законную силу решением суда в части включения земель аэропортового комплекса, за границей которого проходят границы территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда".
Разрешая заявленные требования, суд также учитывает установленный и не оспоренный факт нахождения территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" до 2011 года за границами населенного пункта г. Салехард и определения оспариваемым решением лишь новых границ г. Салехарда без изменения первоначально определенного вида разрешенного использования земельных участков дачных некоммерческих товариществ - ведение дачного хозяйства, садоводства с правом возведения жилого строения с переводом земли в категорию - земли сельскохозяйственного назначения, а также подтвержденный соответствующими доказательствами факт соблюдения для проживающих на территории дачных некоммерческих товариществ "Удача-2" и "Надежда" граждан возможности обладания правами и обязанностями жителей муниципального образования г. Салехард.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, недопустимость судебной защиты от предполагаемых, возможных нарушений в будущем, чьих - либо прав путем ограничения прав других лиц, суд, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, приходит к выводу о недоказанности заявителями факта нарушения своих прав и свобод оспариваемыми действиями и решениям и отсутствии ввиду этого у последних права на обращение в суд с требованиями о признании незаконными решения, действий (бездействия) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард, совершенных при принятии решения Городской Думой муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими в силу положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявления о нарушении заинтересованными лицами установленной законом процедуры внесения изменений в Генеральный план г. Салехарда не подлежат оценке ввиду отсутствия у заявителей права на оспаривание решения Городской Думой муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда" и совершенных при его принятии действий по основанию недоказанности последними нарушения своих прав и свобод.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 193-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО5 о признании незаконными решений, действий (бездействия) Администрации муниципального образования город Салехард и Городской Думы города Салехард, совершенных при принятии решения Городской Думой муниципального образования г. Салехард от 19 февраля 2015 года №5 "О внесении изменений в генеральный план города Салехарда", отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий И.А.Рощупкина