Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3505/2019 ~ М-3581/2019 от 07.11.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

                              16 декабря 2019 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

с участием истца Краснеевой Е.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) Шульга Е.А.,

при секретаре Бирюковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 3505/2019 по иску Краснеевой Е. В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) об оспаривании решения по назначению пенсии,

установил:

Истец Краснеева Е.В. обратилась в суд с настоящим заявлением и просила отменить решение УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) от <дата> № ***, обязать УПФР в г. Сызрани <адрес> (межрайонное) зачесть ей в стаж на соответствующих видах работ (педагогической деятельности в учреждениях для детей) периоды работы с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в реабилитационном стационаре Центра «Семья отдела по вопросам семьи и материнства и детства <адрес>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями <адрес>, назначить ей страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с даты возникновения права на получение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование своих требований Краснеева Е.В. указала, что по ее заявлению от <дата> решением УПФР от <дата> № *** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно отсутствия 25-лет педагогической деятельности. Документально подтвержден общий трудовой и страховой стаж – 30 лет 01 месяц 25 дней, специальный стаж – 9 лет 01 месяц 26 дней. Оспариваемые периоды не были включены в ее специальный стаж. Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее конституционные права, принцип равенства всех граждан перед законном.

В судебном заседании истец Краснеева Е.В. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) в лице Шульга Е.В. против исковых требований возражала, поддержала доводы, изложенные в решении УПФР от <дата>.

Проверив дело, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Конституционный Суд РФ в определениях от 20.10.2005 г. N 392-О, от 18.04.2006 г. N 83-О, от 21.12.2006 г. N 584-О, от 19.06.2007 г. N 436-О-О указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.

В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Тождественность выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могла быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ.

     Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы.

Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 17 Постановления от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений и, исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Вместе с тем, в соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года № 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что <дата> Краснеева Е.В. обратилась с заявлением в УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) от <дата> Краснеевой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа работы – 25 летней педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Документами подтверждено: общий трудовой и страховой стаж – 30 лет 01 месяц 25 дней, специальный педагогический стаж – 9 лет 01 месяц 26 дней.

В стаж на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью Краснеевой Е.В. не были включены период ее работы с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в реабилитационном стационаре Центра «Семья отдела по вопросам семьи и материнства и детства <адрес>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями <адрес>, т.к. сведениями индивидуального лицевого счета Краснеевой Е.В. не подтверждена работа, дающая право на страховую пенсию по старости в соответствии с п 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (отсутствует код льгот), указанное учреждение не поименовано Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999 и постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002.

Период работы Краснеевой Е.В. реабилитационном стационаре Центра «Семья» отдела по вопросам семьи и материнства и детства <адрес>, а так же в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями <адрес> в качестве воспитателя подтверждается записями в трудовой книжке, постановлением <адрес> от <дата> № *** о регистрации отдела по вопросам семьи, материнства и детства <адрес> по адресу: г. Сызрань <адрес>, постановлением <адрес> от <дата> № *** о регистрации муниципального учреждения - Территориальный реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями с утверждением Устава, Уставом муниципального учреждения - Территориальный реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, согласно основным видом деятельности является – педагогическая.

Период работы Краснеевой Е.В. с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в реабилитационном стационаре Центра «Семья» отдела по вопросам семьи и материнства и детства <адрес>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями <адрес> должны быть включены ей в специальный педагогический стаж работы, поскольку указанные периоды Краснеева Е.В. занималась педагогической деятельностью, ей выплачивалась заработная плата и соответственно производились отчисления в пенсионный фонд.

С <дата> досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно положений, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, для лиц, которые в 2019 году приобретут необходимый стаж для назначения пенсии, в соответствии с п.20 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, срок выхода на досрочную страховую пенсию увеличивается на 12 месяцев.

Вместе с тем, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» определено, что гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Таким образом, граждане, которые выработают требуемый стаж на соответствующих видах, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в 2019 году, могут реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 4.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-Ф3, т. е. на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ.

С учетом изложенного, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категорией граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

В соответствии с. п. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Суд полагает, что в требовании истца о назначении ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права, удовлетворению не подлежат, поскольку истец обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии раньше срока, установленного законодательством, поскольку со дня возникновения права у истца не прошло 6 месяцев, установленных Федеральным законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Краснеевой Е. В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) включить Краснеевой Е. В. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период ее работы с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в реабилитационном стационаре Центра «Семья» отдела по вопросам семьи и материнства и детства <адрес>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями <адрес>.

В остальной части исковые требования Краснеевой Е. В. оставить без удовлетворения.

    

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2019 года    

Судья:         Сорокина О.А.

2-3505/2019 ~ М-3581/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснеева Е.В.
Ответчики
УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное)
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сорокина О.А.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
07.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
31.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее