Дело № 2-1633/2020
04RS0007-01-2020-002094-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2020г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре Майдариевой Э.О., с участием помощника Бурятского транспортного прокурора Виляк Н.А., представителя истца адвоката Моноева Д.Э.. действующего на основании ордера от 23.06.2020г. представителей ответчика Алексеевой О.П., действующей на основании доверенности от 26.05.2020г. Стукаловой С.В., действующей на основании доверенности от 23.12.2019г. рассматривая в судебном заседании гражданское дело по иску Ивахиновой ФИО14 к Бурятской таможне о признании незаконным отказа в заключении контракта на новый срок, восстановлении на работе,
у с т а н о в и л:
Истец Ивахинова М.А., обращаясь в суд просит признать отказ в заключении контракта на новый срок незаконным, восстановить на работе в должности младшего инспектора-помощника оперативного дежурного отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Бурятской таможни.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходила службу в таможенных органах с 2011г. Последний контракт о прохождении службы в таможенных органах в указанной должности заключен 29.03.2017г. сроком на 3 года т.е до 29.03.2020г. С 23.10.2017г. истец находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3х лет т.е до 27.12.2020г., предоставление отпуска, срок которого превышает действие контракта свидетельствовало о намерении работодателя продолжить с истцом трудовые отношения. В связи с истечением срока контракта 22.01.2020г. истец обратилась к начальнику таможни с заявлением о заключении контракта о службе в таможенных органах в занимаемой должности на новый срок. Ранее контракты неоднократно заключались, характеризовалась положительно, к дисциплинарной ответственности не привлекалась, поощрялась руководством таможни, со стороны работодателя не было нареканий к работе. Однако в апреле 2020г. истцу стало известно, что она уволена в связи с истечением срока контракта. Полагает, что ответчик расторг трудовые отношения в отсутствие объективных причин и с нарушением процедуры увольнения работника предусмотренной приказом ФТС России от 01.12.2008г. ....
Истец на судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, имеется заявление о рассмотрении в отсутствие.
Представитель истца адвокат Моноев Д.Э., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности Алексеева О.П., Стукалова С.В., в судебном заседании исковые требования не признали, представили письменные возражения.
Помощник прокурора Виляк Н.А.. в своем заключении полагала, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ст. 391 Трудового Кодекса РФ(далее ТК РФ) непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.
Согласно п. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям связанным с гражданской службой в части не урегулированной данным федеральным законом.
Согласно Положения «О Федеральной таможенной службе» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 03.06.2019) Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В силу пункта 2 статьи 6 данного Федерального закона поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Согласно ч.1 ст. 10 Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Бурятской таможней в лице и.о.начальника ФИО8 (далее Начальник) и Ивахиновой М.А.. (далее Сотрудник) был заключен контракт ... о службе в таможенных органах РФ на срок 3 года с 29.03.2017г. в должности младшего инспектора-помощника оперативного дежурного отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Бурятской таможни.
27.12.2017г. у Ивахиновой М.А., родился сын, в связи с чем приказом начальника Бурятской таможни ФИО12. ...-К от 07.03.2018г. Ивахиновой М.А., предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 12.03.2018г. по 27.12.2020г.
25.11.2019г. Ивахиновой М.А., вручено предупреждение об окончании срока действия контракта, которым она уведомлена об окончании срока действия контракта 28.03.2020г. и о возможном увольнении со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Приказом Бурятской таможни ... от 19.03.2020г. Ивахинова М.С.,. уволена со службы в таможенных органах 28.03.2020 года в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Данный приказ получен истцом 16.04.2020г. и с заявлением о восстановлении на работе истец обратилась в суд 06.05.2020г. в установленные законом сроки.
Согласно представленного суду копии приказа Бурятской таможни ... от 19.03.2020г. об увольнении Ивахиновой М.А., установлено, что истец с приказом ознакомлена 16.04.2020г. В суд с заявлением о восстановлении на работе истец обратилась согласно почтового штемпеля на конверте 23.04.2020г. исковое заявление зарегистрировано в суде 06.05.2020г. следовательно, истцом не пропущен срок исковой давности об обращении в суд с требованиями о восстановлении на работе, в связи с чем доводы ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 14 ТК РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Судом установлено, что контракт был заключен с истцом 29.03.2017г. сроком на 3 года т.е до 29.03.2020г. который согласно календаря на 2020г. является нерабочим днем: выпадает на выходной день-воскресенье, следовательно датой увольнения сотрудника является 30.03.2020г.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным издание приказа об увольнение работника ранее даты окончания служебного контракта и полагает необходимым отменить приказ Бурятской таможни ... от 19.03.2020г. об увольнении Ивахиновой М.А., в связи с отменой приказа об увольнении истец подлежит восстановлению на службе.
Доводы представителя истца, о том, что истцу работодателем был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет ребенку до 27.12.2020г. и предоставление данного отпуска, срок которого превышает срок контракта действия контракта до 29.03.2020г., свидетельствует о продолжении трудовых отношений с истцом не может быть принят судом, является необоснованным.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 24.04.2018 N 937-О по жалобе ФИО10, указано, что оспариваемые законоположения, устанавливая добровольность поступления гражданина на службу в таможенные органы и срок, на который контракт о службе может быть заключен между ним и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, определяют условия возникновения служебных отношений и их продолжительность, обеспечивая тем самым определенность правового положения сторон контракта о службе в таможенных органах и в первую очередь сотрудника таможенных органов, на основе добровольного поступления на службу реализующего право на свободное распоряжение своими способностями к труду и приступающего к осуществлению профессиональной деятельности, правовое регулирование которой имеет существенные особенности, обусловленные спецификой данного вида государственной службы.
Заключение служебного контракта на установленный законом срок предполагает, что по окончании данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Прекращение контракта о службе в таможенных органах по данному основанию соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что гражданин, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода и соглашается на прохождение службы на таких условиях. При этом истечение срока службы, предусмотренного контрактом, происходит независимо от воли его сторон, не имеющих возможности оказать какое-либо влияние на наступление данного факта, а потому указанное основание прекращения службы в таможенных органах не связано с инициативой начальника таможенного органа.
Таким образом, пункт 2 статьи 6, пункт 1 статьи 10, подпункт 4 пункта 2 и пункт 3 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы как сами по себе, так и во взаимосвязи с пунктами 8 и 10 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, принятого во исполнение пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона в соответствии с его нормами.
Разрешение же вопроса о возможности заключения с ФИО10 контракта о службе в таможенных органах на новый срок, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.
Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
Таким образом, доводы истца о применении к данным отношениям трудового кодекса не обоснованы и не могут быть приняты судом.
В части требований истца о признании незаконным отказ в заключении контракта на новый срок суд признает требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.5 ст. 10 Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
Положения вышеуказанной нормы права конкретизируются в п. 15 Приказа ФТС России "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ и типовой формы контракта "О службе в таможенных органах РФ" от 01.12.2008 N 1504, согласно которому при назначении сотрудника на другую должность в том же таможенном органе или в другой таможенный орган условия контракта могут быть изменены по взаимному соглашению Сторон путем заключения нового контракта до истечения срока действия ранее заключенного контракта.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.
Согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012г. каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.
Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
Довод истицы о том, что о предстоящем увольнении истица не была заблаговременно предупреждена, судом не может быть принят во внимание, поскольку до истечения срока контракта истцом 22.01.2020г. было подано заявление о заключении контракта на новый срок.
Ответчиком было вручено 25.11.2019г. истцу уведомления об истечении срока контракта «О службе в таможенных органах РФ» 28.03.2020г. и возможном увольнении в соответствии с п.п.4 п.2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом»). Получено истцом 25.11.2019г.
Также ответчиком было направлено 20.02.2020г. истцу уведомление об окончании срочного контракта№ 28.03.2020г. ответчик направил истцу заказное письмо «Об увольнении и получении трудовой книжки», с просьбой об ознакомлении с приказом об увольнении, «Обязательством», «Уведомлением», с просьбой получить трудовую книжку, имеется список внутренних почтовых отправлений от 28.03.2020г. письмо возвращено обратно, на телефонные звонки работодателя истец не отвечал.
Допрошенная в суд свидетель ФИО11. в суде показала, что истец была уволена законно и обоснованно с соблюдением порядка увольнения, истцу было сообщено по телефону в феврале 2020г. что контракт с ней будет расторгнут и после этого истец перестала отвечать на телефонные звонки и получать почтовую корреспонденцию, 16.04.2020г. истец пришла в отдел кадров.
Ссылки истца на положения статьи 64 Трудового кодекса РФ о запрете на необоснованный отказ в заключении трудового договора, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных ею исковых требований, поскольку по смыслу положений статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" увольнение сотрудника таможенных органов в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, увольнением по инициативе работодателя не является.
В силу положений статей 6, 10 названного выше Федерального закона заключение с сотрудником таможенных органов контракта на новый срок осуществляется исключительно по соглашению сторон.
Таким образом, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░12 ... ░░ 19.03.2020░. «░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29.07.2020░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░.