ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 февраля 2022 года г. Орел
Судья Советского районного суда г. Орла Короткова О.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОСНОВА» по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛА:
на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Советского района г. Орла поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОСНОВА» по статье 17.7 КоАП РФ от 30 декабря 2021 г.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла от 12 января 2022 года административное дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОСНОВА» по ст. 17.7 КоАП РФ переданы на рассмотрение по подведомственности в Советский районный суд г. Орла.
В судебное заседание представитель ООО «ОСНОВА» не явился, извещался надлежащим образом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший инспектор отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по Курской и Орловской областям Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Маслов А.Н. в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе, полагал о необходимости назначения наказания в виде штрафа.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как усматривается из представленных материалов, в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старшим государственным инспектором отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по Курской и Орловской областям Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на основании статьи 26.10 названного Кодекса 08 ноября 2021 года вынесено определение № 277 об истребовании у ООО «ОСНОВА» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении: уставные и учредительные документы юридического лица; лицензию на добычу нерудных полезных ископаемых и другую документацию на проведение работ по добыче песчано-гравийной смеси в русле реки, проект на проведение работ по добыче песчано-гравийной смесив русле реки, оценку воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, согласование Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству деятельности по добыче песчано-гравийной смеси в русле реки, иные сведения и документы, касающиеся административного расследования.
Копия данного определения получена представителем ООО «ОСНОВА» 17 ноября 2021 года.
Однако в установленный законом срок указанные в определении требования должностного лица не исполнены, запрашиваемые сведения и документы не представлены, а также не сообщено о каких-либо объективных причинах, свидетельствующих о невозможности предоставления обществом вышеперечисленных сведений и документов.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено в отношении неустановленного лица. Сведения, которые истребованы у общества в рамках производства по делу об указанном административном правонарушении, необходимы были для установления по этому делу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 26.1 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что должностным лицом административного органа определение об истребовании сведений направлено 10 ноября 2021 года по адресу: <...>, принято в отделение связи 10 ноября 2021 года, вручено адресату 17 ноября 2021 года (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30500064319014).
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
По смыслу ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого составляется протокол по делу об административном правонарушении, либо его законный представитель должны быть уведомлены надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что несущественным является составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Необходимо обратить внимание на то, что надлежащим извещение будет являться только в том случае, если отправлено с помощью средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Иными словами, на административный орган возложена обязанность не только произвести отправку сообщения, но и убедиться в его получении. Административный орган должен располагать информацией о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности именно в момент составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении
18 декабря 2021 года должностным лицом по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 35, каб. 1-01А ООО «Основа» было направлено уведомление о необходимости явки представителя юридического лица 30 декабря 2021 года в 11 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.
Сведения о вручении уведомления, в материалах дела отсутствуют.
При этом, в объяснениях представителя ООО «Основа» от 04 ноября 2021 года адрес общества указан: <...>.
Таким образом, уведомление о необходимости явки представителя юридического лица для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении от 18 декабря 2021 года было направлено на адрес, не принадлежащий обществу.
Вместе с тем, 30 декабря 2021 г. должностным лицом составлен протокол по делу об административном правонарушении №*** в отношении ООО «Основа» по ст. 17.7 КоАП РФ, представитель ООО «Основа» при составлении протокола не присутствовал. В материалах дела отсутствуют доказательства извещения лица, в отношении которого составлен протокол о дате и месте его составления.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола от 30 декабря 2021 г.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и нарушает право ООО «Основа» на защиту.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным и в случае неустранения недостатка оно влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения представителя ООО «Основа» о времени и месте составления протокола от 30 декабря 2021 г., а протокол от 30 декабря 2021 г. был составлен в его отсутствие, суд приходит в выводу, что в данном случае составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, относится к существенным недостаткам протокола, которые могут не быть восполнены при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОСНОВА» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения копии постановления.
Судья О.И. Короткова