РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кочанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-86/17 по административному иску Селютина А.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Селютин А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес>, 7 просека, <адрес>, в котором расположена <адрес>, принадлежащая на праве собственности ему и членам его семьи. В ответ ответчик сообщил о невозможности проведения соответствующих работ в связи с отсутствием у него полномочий по формированию земельного участка, поскольку, с ДД.ММ.ГГГГ формирование земельных участков под многоквартирными домами к муниципальным услугам не относится, при этом ему - истцу предложено самостоятельно и за свой счёт осуществить подготовку документации по планировке территории, после чего повторно обратиться с соответствующим заявлением. Между тем, оформление указанного земельного участка продолжается уже более двух лет. Так, в феврале 2014 года он от имени всех собственников квартир в многоквартирном доме, обращался к ответчику по вопросу оформления права собственности на земельный участок, однако ему было разъяснено, что оформление в собственность земельного участка невозможно из-за его нахождения в двух территориальных зонах. Также разъяснено, что для оформления участка в собственность необходимо решить вопрос о переводе дома в одну зону.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с соответствующим заявлением по указанному вопросу к Первому заместителю Главы г.о. Самара, председателю Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара, однако ответ на это обращение не получен.
В 2015 году собственники помещений в многоквартирном доме инициировали процесс формирования земельного участка за счёт бюджетных средств. Так, ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ответчика направили заявление о формировании земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что образование земельных участков осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, который разрабатывается при подготовке документации по планировке территории.
В последующем они снова обратились к ответчику с вопросом о возможности подготовки документации по планировке территории в целях образования земельного участка, на что им было сообщено об отсутствии в бюджете г.о. Самара на 2015 год средств на разработку документации по планировке испрашиваемой территории.
В апреле 2016 года его супруга вновь обратилась к ответчику с заявлением об изыскании средств в местном бюджете на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в целях формирования земельного участка под многоквартирным домом, однако ей сообщили, что образование земельного участка невозможно из-за отсутствия действующих муниципальных контрактов на подготовку документации по планировке указанной территории.
Он также обращался в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом. При этом ему было сообщено, что формирование земельных участков под многоквартирными домами к муниципальным услугам не относится, при этом ему, как заинтересованному лицу, было предложено самостоятельно найти разработчика документации по планировке территории и после этого обратиться с соответствующим заявлением, на основании которого будет принято решение о разрешении подготовки документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Департамент градостроительства г.о. Самара за счёт бюджетных средств сформировать земельный участок под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес>, 7 просека, <адрес> взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и представитель ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский», привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Селютину А.В. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> по 7-й Просеке в <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Селютин А.В. обратился в Департамент градостроительства с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под указанным многоквартирным жилым домом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3445-0-1 Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил ему об отсутствии полномочий по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией, поскольку, с ДД.ММ.ГГГГ формирование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется в рамках документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) и не относится к государственным или муниципальным услугам.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с положениями статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Принятие решения о разработке документации по планировке территории, разработка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в порядке, определённом постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о. Самара».
Согласно Порядку, заинтересованные лица обращаются в Департамент градостроительства г.о. Самара с предложением о подготовке документации по планировке территории, по результатам рассмотрения которого он принимает распоряжение о подготовке документации по планировке территории или выдает заключение об отклонении предложений заинтересованных лиц о подготовке документации по планировке территории с обоснованием причин принятия соответствующего решения.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств местного бюджета в рамках муниципальных контрактов либо физическими или юридическими лицами за свой счёт.
Судом установлено, что в настоящее время отсутствуют действующие муниципальные контракты на подготовку документации по планировке территории, расположенной под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, 7 просека, <адрес>.
Установлено, что соответствующая информация доводилась до сведения административного истца письмом Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3445-0-1. Также ему разъяснялось, что после определения разработчика документации по планировке территории заявителю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара, на основании которого будет принято решение о разрешении подготовки документации по планировке указанной в обращении территории, однако истец с указанным заявлением в Департамент градостроительства г.о. Самара не обращался.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями ст.42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Виды и состав территориальных зон устанавливаются статьей 35 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Типы территориальных зон, в пределах которых действуют градостроительные регламенты, определены на Карте правового зонирования <адрес> (пункт 2 статьи 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №).
Границы зон должны отвечать требованию однозначной и непротиворечивой идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из зон, выделенных на карте правового зонирования.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором расположен дом, доля в праве собственности на который принадлежит истцу, находится в двух территориальных зонах: Р-3 (зона природных ландшафтов) и Рзв (резервные территории) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Г. Д. №
Внесение изменений в действующие правила застройки и землепользования осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Установлено, что административный истец с заявлением о внесении изменений в действующие правила застройки и землепользования в комиссию не обращался.
Кроме того, согласно информации, имеющейся в материалах дела, земельный участок под жилым домом по адресу: <адрес>, Седьмая просека, <адрес>, расположен в непосредственной близости к ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны РФ. Данный земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны России. В настоящее время идёт процесс оформления данного участка в собственность Российской Федерации, в том числе определяетс его площадь и конфигурация.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, что суд приходит к выводу о том, что в настоящее время на административного ответчика не может быть возложена обязанность за счёт бюджетных средств сформировать земельный участок под многоквартирным домом истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Селютина А.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья