Мотивированное решение составлено Дело № 2-229/2018
05 марта 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Ковтуновича М.Л.,
при секретаре Ситдиковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Натальи Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов педагогической деятельности и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Александрова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов педагогической деятельности и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указала, что работала в ГОБОУ «Кильдинская коррекционная школа-интернат» <данные изъяты> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, а также <данные изъяты> с <дата> по <дата> и с <дата> по настоящее время. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от <дата> ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии. Считает, что ответчик необоснованно не зачел в стаж педагогической деятельности следующие периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в <данные изъяты>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой; <дата> – командировка; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – учебный отпуск с сохранением заработной платы, поскольку в соответствии с действующим законодательством указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж педагогической деятельности. Истец просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, вышеуказанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с <дата>.
Истец Александрова Н.В. в судебное заседание не явилась, доверила ведение дела своему представителю Юферову В.О., который исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГУ УПФ РФ в Кольском районе (межрайонное) в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что действующее законодательство в РФ не предусматривает включение в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, поскольку в указанные периоды гражданин не выполняет свои должностные обязанности. Возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие у истца необходимого специального стажа педагогической работы. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ГОБОУ «Коррекционная школа-интернат» Парфенова О.В.в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 названного закона).
В соответствии с п. п. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В силу абзаца 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного приведенным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В судебном заседании установлено, что Александрова Н.В. <дата> принята на должность <данные изъяты> Кильдинской вспомогательной школы-интерната Мурманской области. <дата> переведена <данные изъяты> этой же школы. Постановлением администрации Кольского района Мурманской области № от <дата> Кильдинская вспомогательная школа-интернат реорганизована в Кильдинскую специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида. Постановлением администрации Кольского района Мурманской области № от <дата> переименована в Кильдинскую специальную (коррекционную) школу-интернат для умственно отсталых детей. Постановлением администрации Кольского района Мурманской области № от <дата> переименована в Кильдинскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат VIII вида. <дата> переведена <данные изъяты>, <дата> переведена <данные изъяты> и работает по настоящее время, с учетом переименования – Государственное областное бюджетное образовательное учреждение Кильдинская коррекционная школа-интернат (л.д.9-11).
<дата> Александрова Н.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кольском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением № от <дата> истцу в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа работы. По состоянию на <дата> специальный стаж работы (педагогический) Александровой Н.В. составил 24 года 00 месяцев 09 дней. При этом в её специальный стаж не были включены периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> – направление на работу в <данные изъяты>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой; <дата> – командировка; с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой; <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – учебный отпуск с сохранением заработной платы; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> – направление на работу в <данные изъяты>.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, пенсионным делом Александровой Н.В.
При установленных обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, заявленных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода осуществления трудовой деятельности в пансионате и детском санаторно-оздоровительном лагере, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно определению Конституционного суда РФ от 06.03.2003г. №107-О статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие в период исполнения гражданином соответствующей работы, дававшей право на назначение пенсии на льготных условиях.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Аналогичное положение было предусмотрено статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01 февраля 2002 года, согласно которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Истец с <дата> по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными.
В связи с тем, что ранее действующее трудовое законодательство (ст.112 КЗоТ РФ) и ныне действующее трудовое законодательство (ст.187 ТК РФ) гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации, или прохождения аттестации с отрывом от работы, либо на семинарские занятия, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, то все указанные периоды является периодами его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании установлено, что в спорные периоды истец работала учителем и воспитателем в образовательных учреждениях, на курсы повышения квалификации и командировки она направлялась работодателем в соответствии с его приказами, соответственно обучение на курсах повышения квалификации для истца являлось обязательным. В эти периоды за ней сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Суд считает, что право работника на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения работником обучения на курсах повышения квалификации, семинарах, учебных отпусках, командировках, которые является для него обязательным.
Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельностью истца. За время её нахождения на курсах повышения квалификации Александровой Н.В. выплачивалась средняя заработная плата, и, соответственно, перечислялись в пенсионный фонд страховые выплаты, в связи с чем, данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит требование о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов осуществления трудовой деятельности в пансионате и детском санаторно-оздоровительном лагере, а также периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, поскольку указанные периоды подлежат включению в специальный стаж Александровой Н.В., то по состоянию на <дата> её стаж педагогической деятельности (с учетом неоспариваемого ответчиком стажа 24 года 00 месяцев 09 дней) составил более 25 лет. Данный стаж является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию со дня обращения за ее назначением, то есть с <дата>, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) включить Александровой Наталье Владимировне в специальный страховой стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> – направление на работу в <данные изъяты>;
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой;
- <дата> – командировка;
- с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой;
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – учебный отпуск с сохранением заработной платы;
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – курсы повышения квалификации с оплатой;
- с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> – направление на работу в <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) назначить Александровой Наталье Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий