Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(мотивированное решение)
<адрес> 3 октября 2019 года
Мильковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мартыненко М.С.,
при секретаре Мухортовой В.Я.,
с участием истца Каленик М.А.,
представителя ответчика ГБУЗ КК «Мильковская районная больница» Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каленик фио9 к ГБУЗ <адрес> «<адрес> больница» о взыскании невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Каленик М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГБУЗ КК «Мильковская районная больница» о возложении обязанности исполнить предписание № 41/12-1748-19-И от 02.04.2019, вынесенное главным государственным инспектором труда в Камчатском крае Семеновой О.И.
В обоснование своих требований указала, что с 02.10.2017 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком, который в период с января 2018 года по настоящее время не оплачивает отработанные ею часы сверх нормы, а также выходные и праздничные дни в размере, установленном трудовым законодательством. В связи с указанным 06.01.2019 года она обратилась в трудовую инспекцию с заявлением о проведении проверки правильности расчетов ее заработной платы с января 2018 по январь 2019 года. По результатам проверки Госинспекция выявила нарушения при расчетах ее заработной платы, выразившиеся в неначислении оплаты, предусмотренной ст. 133.1, ст.ст. 152-153 ТК РФ, в том числе, без учета установленного размера минимальной заработной платы в Камчатском крае, и вынесла в адрес ответчика соответствующее предписание от 02.04.2019 о произведении ей перерасчета. Вместе с тем, работодатель с 1 января 2018 года по настоящее время в нарушение норм ТК РФ и постановлений Конституционного Суда РФ включает все начисления за работу в праздничные, выходные дни, сверхурочную работу за пределами нормальной продолжительности, установленной ст.ст. 149-151 ТК РФ, за выполнение обязанностей отсутствующего кухонного работника, в расчет заработной платы, не превышающий установленного МРОТ в Камчатском крае. На основании изложенного, неоднократно уточняя исковые требования, Каленик М.А. окончательно просила взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату, произведенную без включения в состав заработной платы, не превышающей минимального размера оплаты труда в Камчатском крае, повышенной оплаты работы сверх ежемесячной нормы и работы в выходные праздничные дни за январь и март 2019 года.
Истец Каленик М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что в феврале 2019 года она обратилась в Трудовую инспекцию Камчатского края с просьбой провести проверку правильности начисления ей заработной платы. По итогам проведения этой проверки госинспектором был выявлен ряд нарушений трудового законодательства со стороны больницы при начислении и выплате ей заработной платы, в том числе, при доведении размера зарплаты до МРОТ. Данные нарушения были отражены в акте проверки, также работодателю было внесено предписание с требованием произвести ей пересчет. Указанное предписание было оспорено больницей в судебном порядке и впоследствии признано судом незаконным, как вынесенное за пределами полномочий инспектора труда. Уточненные исковые требования поддержала. Не оспаривает правильность сведений, представленных работодателем в табелях учета рабочего времени и расчетных листках, а также порядок оплаты и размер начислений за работу в праздничные дни и часы, сверх отработанной ежемесячно нормы. Не согласна лишь с включением этой оплаты в состав зарплаты, не превышающей МРОТ.
Представитель ответчика ГБУЗ КК «<адрес> больница» фио5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласился, указал, что начисления заработной платы производятся истцом правильно в соответствии с ТК РФ. С учетом постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с апреля 2019 года в состав заработной платы, не превышающей МРОТ, не включаются доплаты за праздничные дни и за работу сверх ежемесячной нормы. Ранее заработная плата осуществлялась с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения. Указал, что Постановление Конституционного Суда РФ, на которое ссылается истец, должно применяться с момента его вынесения, а именно, с апреля 2019 года, в связи с чем, требования истца о перерасчете за январь и март 2019 года являются необоснованными. Поскольку фио1 отработанные ею в указанные месяцы часы сверх установленной ежемесячной нормы, а также в праздничные дни оплачены в соответствии с нормами ТК РФ, полагает исчисление заработной платы истцу правильным и не подлежащим перерасчету.
Третье лицо Министерство здравоохранения <адрес>, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Согласно мнению на исковое заявление представитель фио6, действующий по доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным представителем ответчика, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Согласно ходатайству представитель фио7, действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.
Третье лицо Государственная инспекция труда в <адрес>, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила. Заявлений, ходатайств, возражений по иску не представила.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части первой статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 ТК РФ).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.
Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 ТК РФ, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.
Установление повышенной оплаты работы обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 ТК РФ).
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Как установлено в судебном заседании истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, со ДД.ММ.ГГГГ принята ГБУЗ КК «<адрес> больница» на должность повара, с ДД.ММ.ГГГГ переведена постоянно поваром на 1,0 ставку (л.д. 36-44).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашениям к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за выполнение трудовых обязанностей фио1 установлена заработная плата в размере: должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ составляющего 6 036 рублей + надбавка в размере 10% к должностному окладу за горячий цех + надбавка в размере 4% к должностному окладу за работу во вредных условиях. Работнику производятся выплаты компенсационного характера, включающие выплаты за совмещение профессий, работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со ст. 153 ТК РФ, сверхурочную работу, работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях с размером районного коэффициента 80%, размером процентной надбавки 80%, а также выплаты стимулирующего характера в пределах базового фонда оплаты труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением (Положение об оплате труда работников ГБУЗ КК «<адрес> больница»).
В соответствии со ст. 5 указанного договора работнику устанавливается сменная работа по скользящему графику; режим работы – шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, график работы с 07-00 до 19-00 часов, с перерывом на обед 1 час с 13-00 часов до 14-00 часов.
На основании Положения об оплате труда работников ГБУЗ КК «<адрес> больница», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, система оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором больницы, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с требованиями трудового законодательства и иных правовых актов РФ и <адрес>. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера заработной платы в <адрес> (п. 1.6 Положения) (л.д. 29-35).
Как видно из представленных работодателем табелей учета рабочего времени Каленик, истцом отработано: в январе 2019 года 176 часов, из них 44 праздничных часа и 9,6 часа – сверх установленной ежемесячной нормы; в марте 2019 года 165 часов, из них 11 праздничных часов и 11 часов – сверх установленной ежемесячной нормы (л.д. 58, 59).
Согласно расчетным листкам истца за январь и март 2019 года выплаты за указанные отработанные работником часы в праздничные дни и сверх установленной нормы при начислении заработной платы дополнительно оплачены работодателем с учетом районного коэффициента и северной надбавки и включены в состав заработной платы, не превышающей МРОТ, в связи с чем в январе 2019 года доплата до МРОТ Каленик не производилась, поскольку сумма заработной платы превысила 29 328 руб. (установленный МРОТ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с учетом Регионального Соглашения "О минимальной заработной плате в <адрес> на 2019 год), а в марте 2019 года составила – 7 815 руб. 67 коп. без учета НДФЛ.
Данные установленные судом обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются пояснениями представителя ответчика фио8, занимающей должность бухгалтера расчетного отдела ГБУЗ КК «<адрес> больница».
Как пояснила фио8 в судебном заседании, в январе и марте 2019 года работником Каленик М.А. отработаны праздничные часа, а также часы сверх установленной ТК РФ ежемесячной нормы, которые были оплачены истцу дополнительно, при этом отработанное время в праздничные дни оплачено в двойном размере.
Из пояснений представителя ответчика Галвиной М.А. судом установлено, что при начислении заработной платы Каленик М.А. в эти месяцы оклад работника суммировался с имеющимися надбавками за вредность и горячий цех, а также с указанными доплатами за работу в праздничные дни и сверх нормы, после этого к полученной сумме применялись районный и северный коэффициенты, а затем полученный результат доводился до МРОТ, который с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> составляет 29 328 руб. Поскольку в январе размер заработной платы фио1 превысил указанный размер, доплата до МРОТ ей не производилась, а в марте 2019 года составила 7 815,67 руб. без учета НДФЛ.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, по смыслу трудового законодательства каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, включение работодателем указанных доплат за отработанные Каленик часы сверх установленной ежемесячной нормы, а также в нерабочие праздничные дни в состав заработной платы работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, противоречит нормам трудового законодательства, нарушает права работника и является необоснованным.
На основании изложенного, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика ГБУЗ КК «<адрес> больница», с учетом требований налогового законодательства, подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата фио1 за январь 2019 года в размере 11 437 руб. 30 коп. и март 2019 года в размере 3 621 руб. 63 коп. из следующего расчета:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> применению только с момента выражения Конституционным Судом РФ позиции по данному поводу в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с апреля 2019 года, не принимаются судом во внимание, поскольку порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П специально не оговорены, при этом указанным постановлением какие-либо изменения и нововведения в закон не вносились, а лишь были даны разъяснения о порядке применения действующего трудового законодательства.
Кроме того, суд учитывает, что до вынесения указанного постановления в феврале 2019 года истец обратилась в установленном законом порядке с заявлением в Государственную инспекцию труда для проведения в отношении ответчика проверки в части начисления ей заработной платы, указав в своем обращении аналогичные содержащимся в настоящем исковом заявлении доводы. Рассмотрев указанное заявление, государственный инспектор труда выявил нарушения в действиях ответчика при начислении и выплате фио1 заработной платы, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынес предписание о произведении работнику перерасчета. Данное предписание впоследствии было оспорено районной больницей в судебном порядке, решение по делу состоялось ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет работнику не производился.
Таким образом, поскольку в феврале 2019 года фио1 фактически было заявлено требование о разрешении индивидуального трудового спора, в связи с неверным, по ее мнению, порядком начисления заработной платы при доведении до МРОТ, путем обращения в орган, уполномоченный наряду с судом, рассматривать споры такого характера, при этом окончательное решение по данному спору на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ, принято не было, суд полагает возможным применить нормы трудового законодательства в том истолковании, которое дано Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, на правоотношения сторон, с учетом заявленных исковых требований с января 2019 года.
Доводы представителя ответчика о применении рекомендаций Министерства здравоохранения при определении порядка начисления заработной платы работникам, принимаются судом во внимание, однако основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являются, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и нормативно-правовым актом не является.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобождена, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета Мильковского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в размере 602 (шестьсот два) руб. 36 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Каленик фио10 к ГБУЗ <адрес> «<адрес> больница» о взыскании невыплаченной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с ГБУЗ <адрес> «<адрес> больница» в пользу Каленик фио11 невыплаченную заработную плату за январь 2019 года, март 2019 года в размере 15 058 (пятнадцать тысяч пятьдесят восемь) руб. 93 коп.
Взыскать с ГБУЗ <адрес> «<адрес> больница» в доход бюджета Мильковского муниципального района государственную пошлину в размере 602 (шестьсот два) руб. 36 коп.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья М.С. Мартыненко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.