Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-655/2023 ~ М-545/2023 от 08.06.2023

УИД 63RS0028-01-2023-000694-17

Дело № 2-655/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск 8 августа 2023 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Шишовой Л.А.,

при секретаре Карягиной М.А.,

с участием представителей прокуратуры Сергиевского района: старшего помощника прокурора Сергиевского района Меримерина Л.А., заместителя прокурора Самарской области Тюпаева Е.А.,

истцов Кривовой Е.А., Ванюхиной Р.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального района Сергиевский Самарской области Коминой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Кривовой Е. А., Ванюхиной Р. Н., Сарбитова С. А. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений в связи с признанием дома аварийным,

установил:

Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд в интересах Кривовой Е. А., Ванюхиной Р. Н., Сарбитова С. А. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений в связи с признанием дома аварийным.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску Сарбитова С.А. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области прекращено, в связи с отказом истца от иска.

Ст.помощник прокурора Сергиевского района Самарской области - Меримерин Л.А. иск поддержал и показал, что прокуратурой района проверкой исполнения законодательства, связанного с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, выявлены нарушения требований жилищного законодательства. На основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский -р от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения ,2,3,4,5,6, расположенные по адресу: <адрес>, признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодными для проживания (дом блокированной застройки).

Протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района Сергиевский от 18.05,2022 установлено, что имеется угроза обрушения жилого дома в <адрес>.

Данный дом является домом блокированной застройки, в котором фактически проживают физические лица в трех квартирах (в квартирах и , находящихся в муниципальной собственности, проживают по договорам социального найма Кривова Е. А. и Ванюхина Р. Н., в <адрес> проживают Сарбитов С. А. со своими родителями Сарбитовым А. А. и Сарбитовой Г. А., находящейся в собственности последних).

Согласно экспертного заключения К от 2019 г., выданного ООО «Межрегиональный экспертный центр «Стандарт Оценка» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся домом блокированной застройки, находится в недопустимом состоянии, не является пригодным для проживания, создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. Согласно технического паспорта данный жилой дом до 1917 года начала строительства.

Просит суд обязать администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области предоставить Кривовой Е. А., Ванюхиной Р. Н., по договорам социального найма, в собственность взамен признанных аварийными жилых помещений , и , расположенных по адресу: <адрес> иные благоустроенные жилые помещения, применительно к условиям данного населённого пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее представленной по договорам социального найма Кривовой Е.А. и Ванюхиной Р.Н. во внеочередном порядке в связи с признанием указанного дома аварийным и непригодным для проживания.

Истица Кривова Е.А. иск поддержала и пояснила, что проживает в <адрес> спорного дома с 1987 года, одна. Комната площадью 24 кв.м., своего жилья в собственности никогда не было. В 2019 году дом признали аварийным, в доме шесть квартир, жильцы проживают только в трёх. Когда начали искать жилье, обратились в жилищный отдел, им предложили общежитие по <адрес>. В доме нет удобств, нет воды. У неё в квартире есть газ, отапливалась углём, дровами. Взамен предлагают комнату 12 кв.м. Они писали заявления в апреле 2023, когда начали строить дом в <адрес>, на получение данного жилья они согласны. На заселение в общежитие она не согласна, не хочет на старости лет жить в общежитие, предложили 3 и 4 этажи,дом без лифта. У нее было в собственности 1/2 доля дома общей площадью 33,6 кв.м в <адрес>, которая досталась ей по наследству от родителей вместе с сестрой, но у нее не было средств, чтобы выкупить другую долю у сестры, и она продала эту долю сестре, на выкупленные деньги она конечно ничего не могла приобрести из жилья, и осталась проживать в спорном жилье.

Истица Ванюхина Р.Н. иск поддержала и пояснила, что в данном жилье она проживает с 1993года, в её квартире нет газа, отапливает помещение дровами. Взамен предлагают маленькую комнату 12 кв.м. Она проживает одна. Она не желает переселяться в общежитие, другого жилья не имеет.

Представитель ответчика - администрации Сергиевского района Самарской области - Комина М.В. иск не признала и пояснила, что расселение домов блокированной застройки, признанных непригодными для проживания до ДД.ММ.ГГГГ, на территории муниципального района Сергиевский осуществляется в рамках Государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный жилой дом блокированной застройки признан непригодным для проживания распоряжением администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Таким образом, данный дом не может быть расселен в рамках действующей Программы.

Протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеется угроза обрушения жилого дома <адрес>.

В силу действующего законодательства у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан - собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания не в рамках соответствующих программ.

В соответствии с нормами статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники несут бремя содержания имущества, а также риск гибели или повреждения своего жилого помещения.

В указанном доме подлежат расселению 3 жилых помещения, из которых 2 жилых помещения находятся в муниципальной собственности (граждане проживают по договорам социального найма), 1 жилое помещение находится в собственности физического лица.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. Таким образом, в силу действующего законодательства, лицам, проживающим в муниципальном жилье по договорам социального найма, признанном непригодным для проживания, предоставляются взамен иные жилые помещения по договорам социального найма, при условии признания данных лиц нуждающихся в жилых помещениях. Данные физические лица, по состоянию на настоящее время, таковыми не признаны. Сам по себе факт признания через комиссию ГОЧС Факта риска обрушения данного дома не влечёт за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению жителям жилого помещения во внеочередном порядке. Более того, предоставление данным гражданам взамен непригодным иных жилых помещений в собственность либо по договорам социального найма при указанных обстоятельствах противоречило бы действующему законодательству. Однако обращает внимание, что администрация предпринимала все возможные меры к расселению данного дома и к обеспечению безопасности жителей.

Было направлено соответствующее письмо в Минстрой Самарской области. В ответ на письмо администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу расселения данного дома был получен ответ Министерства строительства Самарской области № МС/4153 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в рамках действующей государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024 г., утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019г. (далее - Программа), вышеуказанный жилой дом расселению не подлежит. За гражданами, проживающими в вышеуказанном доме, распоряжениями администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ были закреплены для временного проживания жилые помещения манёвренного фонда, также с данными гражданами проводились встречи и направлялись уведомления с целью разъяснения опасности пребывания в данных жилых помещениях и необходимости переехать на временное проживание в маневренный фонд, однако от проживания в манёвренном фонде данные граждане отказались.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, в отзыве пояснили, что согласно экспертного заключения К от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ООО «Межрегиональный экспертный центр «Стандарт Оценка» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся домом блокированной застройки, находится в недопустимом состоянии, не является пригодным для проживания, создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. На основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский -р от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения расположенные по адресу: <адрес>, признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодными для проживания. Поскольку решение о признании непригодности для проживания принято после ДД.ММ.ГГГГ, со финансирование расселения здания за счёт средств областного бюджета невозможно в силу положений и целей государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым ДД.ММ.ГГГГ до 2024 года, утверждённой Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . Иных источников и оснований субсидирования органов местного самоуправления в областном бюджете в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время на территории Самарской области не предусмотрено. С учётом изложенного оставляют решение на усмотрение суда, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя (л.д.97-98).

Представитель третьего лица – администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, просившим иск удовлетворить, суд считает, что исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 – 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), необходимо учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Частью 1 статьи 14 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О жилище» определено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации случаев.

Заявителям и членам их семей, состоящим на учете, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, к компетенции которого нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отнесено принятие такого согласно ч. 2 ст. 14 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О жилище».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона).

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (абз. 2 ч. 5 ст. 19 Закона -Ф3).

Судом установлено, что Кривова Е.А. проживает в жилом помещении площадью 28,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 1987года (л.д.13), с ней был заключен договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.10-12).

Ванюхина Р.Н. проживает в жилом помещении площадью 44 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 1993года (л.д.17), с ней был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.14-16).

Согласно вывода экспертного заключения К от15.10.2019 г., выданного ООО «Межрегиональный экспертный центр «Стандарт Оценка» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся домом блокированной застройки, находится в недопустимом состоянии, не является пригодным для проживания, создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. (л.д.22-52). Данное экспертное заключение было составлено на основании договора эксперта с жителями дома.

Согласно технического паспорта данный жилой дом до 1917 года начала строительства(л.д.41).

На основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский Самарской области -р от ДД.ММ.ГГГГ года, жилые помещения расположенные по адресу: <адрес>, признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодными для проживания (дом блокированной застройки) (л.д.53-54).

Согласно сведений из ЕГРН № КУВИ-001/2023-146736337 от ДД.ММ.ГГГГ, Ванюхина Р.Н. объектов недвижимости в собственности не имеет (л.д.92).

Согласно сведений из ЕГРН № КУВИ-001/2023-146737968 от ДД.ММ.ГГГГ, Кривова Е.А. объектов недвижимости в собственности не имеет (л.д.93-94).

Протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеется угроза обрушения жилого дома в <адрес> (л.д.55-56).

На основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский Самарской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, Кривовой Е.А. предоставляется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> качестве жилого помещения маневренного фонда (л.д.63).

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ Кривова Е.А. отказалась от предложенного варианта предоставления жилого помещения (л.д.61).

На основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский Самарской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, Ванюхиной Р.Н. предоставляется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в качестве жилого помещения маневренного фонда (л.д.63).

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ Кривова Е.А. отказалась от предложенного варианта предоставления жилого помещения (л.д.69).

Судом установлено, что истцы Кривова Е.А., Ванюхина Р.Н., не имеют в собственности и в пользовании иных жилых помещений, фактически непригодное жилое помещение для них является единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно, у них не имеется реальной возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.

Предоставление для проживания иного благоустроенного помещения взамен аварийного носит компенсационный характер, предоставляется не в целях улучшения жилищных условий, а в связи с невозможностью проживания в аварийном жилом помещении, при этом одним из критериев равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, является его соответствие ранее занимаемому по общей площади.

Доводы представителя ответчика о том, что истцам предлагались жилые помещения из манёвренного фонда, а они отказались от них суд считает необоснованными, так как данные жилые помещения находятся в другом населенном пункте, имеют наименьшую площадь по сравнению с тем жильём, где они в настоящее время проживают, имеют общий туалет, общую кухню, находятся на 3 и 4 этажах, а истицы являются престарелыми людьми, пенсионерки и им трудно в силу возраста подниматься на 3 и 4 этажи, т.к. лифта в здании общежития не имеется, а также пользоваться общим туалетом и душем.

Представитель ответчика утверждал о том, что спорный жилой дом не вошел в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ до 2024года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019г. , т.к. признан аварийным 15.10.2019г., но надо учесть то, что дом в котором проживают истцы построен до 1917года, т.е. в 2017году спорному дому было 100 лет, он уже нуждался на то время, чтобы его признали аварийным, как пояснил истец Сарбитов С.А., дом еще в 1993году хотели признать аварийным, но так и не признали. И вины истцов в том, что спорный дом не признан аварийным до 2017года нет. Он и до настоящего времени не был бы признан аварийным, если бы сами жители данного дома не заключили договор с экспертом о признании дома аварийным, администрация района лишь вынесла постановление о признании дома аварийным, практически через три года после проведения экспертизы об аварийности дома, после того, когда жители дома стали писать жалобы и требовать расселения, до того времени администрация никаких мер не предпринимала. И доводы ответчика о том, что спорный дом не вошел в программу переселения и поэтому его жильцам не положена жил площадь, является необоснованным. После признания дома аварийным, ответчик, являясь собственником жилья, до настоящего времени не поставил перед судом вопроса о выселении граждан из аварийного дома, граждане проживают в аварийном доме, подвергая свои жизни опасности.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Кривовой Е.А., Ванюхиной Р.Н. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений в связи с признанием дома аварийным подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, ст.ст.57ч.2п.1, 87ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах Кривовой Е. А., Ванюхиной Р. Н., к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о предоставлении благоустроенных жилых помещений в связи с признанием дома аварийным - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Сергиевский Самарской области предоставить Кривовой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (<адрес>), Ванюхиной Р. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<адрес>) по договорам социального найма, взамен признанных аварийными жилых помещений , , расположенных по адресу: <адрес>, иные благоустроенные жилые помещения, применительно к условиям данного населённого пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее представленной по договорам социального найма Кривовой Е.А. и Ванюхиной Р.Н., во внеочередном порядке, в связи с признанием указанного дома аварийным и непригодным для проживания.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2023 года.

Председательствующий судья:          Л.А. Шишова

2-655/2023 ~ М-545/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сергиевского района
Ванюхина Р.Н.
Сарбитов С.А.
Кривова Е.А.
Ответчики
администрация мр Сергиевский СО
Другие
Министерство строительства Самарской области
Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Шишова Л.А.
Дело на странице суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Подготовка дела (собеседование)
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
26.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее