Дело № 2-562/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 6 мая 2013 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №*** по Удмуртской Республике к Лаврову А.В. о взыскании недоимки налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №*** по Удмуртской Республике обратилась в суд с иском к Лаврову А.В. о взыскании недоимки по налогам в размере <***>,32 руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что до дд.мм.гггг Лавров А.В. являлся индивидуальным предпринимателем. дд.мм.гггг в его адрес направлялись требования №№***, №*** об уплате налога, пени и штрафов в срок до дд.мм.гггг, однако налогоплательщиком требования исполнены не были.
По данным карточки лицевого счета у ответчика имеется задолженность:
- пени по уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - <***>,06 руб.,
- недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <***>,38 руб.,
- пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <***>,14 руб.,
- пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <***>,59 руб.,
- недоимка по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – <***>,71 руб.,
- пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – <***>,08 руб.,
- пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – <***>,53 руб.,
- недоимка по взносам в Пенсионный фонд, образовавшаяся на дд.мм.гггг – <***>,35 руб.,
- пени по взносам в Пенсионный фонд, образовавшиеся на дд.мм.гггг –<***>,30 руб.,
- пени по взносам в Пенсионный фонд, образовавшиеся на дд.мм.гггг –<***>,18 руб.,
- штраф по уплате налога с продаж (в части сумм по расчетам за дд.мм.гггг и погашения задолженности прошлых лет) – <***> руб.,
- штраф по уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,- <***> руб.,
- штраф по уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,- <***> руб.
На основании ст. 48 Налогового кодекса РФ истец просит взыскать с ответчика недоимку по налогам, штрафам и пени в вышеуказанном размере.
В судебное заседание представитель истца и ответчик Лавров А.В. не явились.
В исковом заявлении представитель истца Л.В.В. указал о рассмотрении дела без участия представителя налогового органа.
Судебная повестка, направленная по месту регистрации ответчика, возвращена отделением почтовой связи за истечением срока хранения. Судебная повестка, направленная по прежнему месту жительства ответчика, вручена Лаврову А.В. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Лавров А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
дд.мм.гггг Межрайонной ИФНС России №*** по УР Лаврову А.В. направлены требования №№***, №*** об уплате в срок до дд.мм.гггг:
- недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <***>,38 руб. со сроком уплаты до дд.мм.гггг,
- недоимки по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - <***>,71 руб. со сроком уплаты до дд.мм.гггг,
- недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд – <***>,35 руб. со сроком уплаты до дд.мм.гггг,
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - <***>,73 руб. (<***>,14 + <***>,59),
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, - <***>,61 руб. (<***>,08 + <***>,53),
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд - <***>,48 руб. (<***>,30 + <***>,18),
- пени, начисленные на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемые в федеральный бюджет, - <***>,06 руб.
- штраф по уплате налога с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 г. начислен по решению выездной налоговой проверки) – <***> руб.,
- штраф по уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, (начислен по решению выездной налоговой проверки) - <***> руб.,
- штраф по уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, (начислен по решению выездной налоговой проверки) - <***> руб.
Поскольку вышеуказанные требования налогоплательщиком не были исполнены, истец обратился в суд с иском о принудительном взыскании задолженности.
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение закреплено в статьях 19, 23 НК РФ.
Порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не носит произвольный характер и ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога, пени и штрафа.
Из приложенной к исковому заявлению расшифровки задолженности следует, что недоимка по взносам в Пенсионный фонд образовалась по состоянию на дд.мм.гггг, однако в требовании №*** срок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд указан дд.мм.гггг Следовательно, из представленных материалов невозможно установить период образования недоимки, период просрочки уплаты страховых взносов, срок их уплаты.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что требование №*** не соответствует пункту 4 статьи 69 НК РФ по вышеизложенным причинам.
В соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.05.2002 г.) предприниматель является субъектом медицинского страхования и обязан уплачивать страховые взносы на медицинское страхование.
Обязанность уплачивать страховые взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования была также предусмотрена Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 (действовало до 31.12.2010 г.).
Из требования №*** следует, что недоимка по уплате страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования у ответчика образовалась за дд.мм.гггг по сроку уплаты страховых взносов дд.мм.гггг
Вместе с тем, с дд.мм.гггг главой 24 части 2 Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог, в состав которого включались страховые взносы и другие платежи в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 27.12.2000 г.) с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. При этом порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001 г., осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ. Взысканные после 1 января 2001 года суммы страховых взносов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты соответствующих фондов.
Аналогичное положение закреплено в ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Приказом МНС России № БГ-3-07/466 от 29.12.2000 г. установлен порядок взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, переданной по реестрам и актам сверки расчетов плательщиков страховых взносов с фондами (совместное письмо МНС России, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.10.2000 г. № БГ-6-07/814), согласно которому налоговым органом при получении данных о наличии недоимки по страховым взносам по состоянию на 01.01.2001 г. от государственных внебюджетных фондов необходимо производить взыскание указанной недоимки в порядке установленном статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ (выставлять требование об уплате налога, решение о взыскании налога).
Таким образом, налоговый орган в силу прямого указания закона полномочен взыскивать с налогоплательщика недоимку по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2001 г.
В данном случае, из материалов дела невозможно установить и истцом не представлены доказательства, безусловно подтверждающие наличие у ответчика обязанности по уплате страховых взносов за определенный период и сумме задолженности.
В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений ст. ст. 31, 32 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, требование по результатам налоговой проверки - в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения (ст. 70 НК РФ).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней. В то же время названный срок учитывается при исчислении общего (предельного) срока обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности по обязательным платежам, включающего в себя:
- установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога;
- срок, определенный в требовании для уплаты указанной в нем суммы задолженности;
- предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Из приведенных норм следует, что одним из юридически значимых обстоятельств по настоящему делу является правомерность направления налогоплательщику требования налоговым органом.
Если исходить из требования №***, что срок уплаты страховых взносов за дд.мм.гггг – дд.мм.гггг, то срок для направления требования налоговым органом истек дд.мм.гггг, соответственно срок на обращение в суд истек дд.мм.гггг
Если учитывать, что недоимка по страховым взносам образовалась по состоянию на дд.мм.гггг, то срок для направления требования налоговым органом истек дд.мм.гггг, соответственно срок на обращение в суд истек дд.мм.гггг
В силу ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ.
При этом шестимесячный срок обращения в суд, установленный положениями ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ), восстановлению не подлежал, носил пресекательный характер и являлся публично-правовым.
Как следует из почтового штемпеля, исковое заявление Межрайонной ИФНС России №*** по УР подано в суд дд.мм.гггг Следовательно, установленные статьями 48 и 70 НК РФ сроки для взыскания недоимки пропущены.
По вышеуказанным основаниям ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. ст. 72, 75 НК РФ пеней обеспечивается исполнение обязанности по уплате налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. При этом в силу п. 9, 10 ст. 46, п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке. Следовательно, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.
Кроме того, истцом предъявлены требования о взыскании пени по ЕСН в сумме <***>,06 руб. со сроком уплаты дд.мм.гггг, пени в фонды обязательного медицинского страхования, в Пенсионный фонд общем в размере <***>,30 руб. со сроком уплаты дд.мм.гггг, однако в силу ст. 56 ГПК РФ налоговым органом не доказано наличие оснований для начисления сумм пеней.
Как видно из требования №***, задолженность по штрафам в сумме, указанной выше, образовалась не позднее дд.мм.гггг и дд.мм.гггг
В силу п. 18 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дд.мм.гггг, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007 г.) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. № 41/9 срок для обращения налоговых органов в суд, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным. Поэтому в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При применении пункта 1 статьи 115 НК РФ исчисление срока производится со дня составления акта, если налогоплательщик (налоговый агент) привлекается к ответственности по результатам выездной налоговой проверки.
Истцом не представлен акт выездной налоговой проверки, поэтому суд принимает во внимание сведения, содержащиеся в требовании №***, и считает, что налоговое правонарушение обнаружено дд.мм.гггг (по взысканию штрафа по уплате налога с продаж и НДС), дд.мм.гггг (по взысканию штрафа по уплате НДС в размере <***> руб.), следовательно, срок для обращения налогового органа в суд по рассматриваемому делу истек соответственно дд.мм.гггг, дд.мм.гггг
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, налоговый орган утратил право на взыскание недоимки в размере <***>,32 руб. с Лаврова А.В., поэтому исковые требования Межрайонной ИФНС России №*** по Удмуртской Республике не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №*** по Удмуртской Республике к Лаврову А.В. о взыскании недоимки в размере <***> руб. 32 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2013 г.
Председательствующий судья- Ю.А.Кожевникова