Дело №2-100/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евшаковой О.А. к администрации Кемского городского поселения, администрации Кемского муниципального района об обязании совершить определённые действия,
установил:
Евшакова О.А. обратилась с иском по тем основаниям, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Решением Кемского городского суда Республики Карелия от 16.07.2014 суд обязал администрацию Кемского городского поселения в срок до 01.09.2014: организовать обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, созданной для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, на предмет пригодности (непригодности) для проживания помещений в указанном доме; составить акт по результатам обследования с указанием, в каком состоянии в настоящее время находится дом <адрес> соответствуют ли помещения санитарным и техническим нормам, является ли многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 09.04.2015 указанное решение суда было разъяснено: должнику необходимо привлечь специализированную организацию для обследования указанного жилого дома. На основании заявления администрации ООО «Инжтехстрой» произвело обследование жилого дома, в котором расположена квартира истца. Заключением межведомственной комиссии от 01.02.2017 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу и расселению. Истец неоднократно обращалась к ответчику для уточнения сроков привлечения специализированной организации, после получения экспертного заключения обращалась с вопросом о расселении дома, на что ей сообщали, что дом будет включён в адресную программу по переселению в 2019 году. Истец полагает, что длительное бездействие администрации Кемского городского поселения повлекло невключение дома в Программу переселения. На основании изложенного истец просит обязать администрацию Кемского городского поселения включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья 2019 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кемского муниципального района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.
В судебном заседании Евшакова О.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики администрация Кемского муниципального района, администрация Кемского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направили, уведомлены надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание представителя не направило, уведомлено надлежащим образом. В представленном отзыве указывают, что в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» будут включены многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 01.01.2012 по 01.01.2017.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Карелия в судебное заседание представителя не направило, уведомлено надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела № материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Евшакова О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Кемского городского суда Республики Карелия от 16.07.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Кемского района в интересах Салимовой С.В., Ильина С.П., Салимовой Д.А., Салимовой О.А. к администрации Кемского городского поселения о понуждении к совершению определенных действий. Суд обязал администрацию Кемского городского поселения в срок до 01.09.2014 организовать обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, созданной для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, на предмет пригодности (непригодности) для проживания помещений в указанном доме. Произвести данное обследование с привлечением всех уполномоченных органов. Составить акт по результатам обследования с указанием, в каком состоянии в настоящее время находится дом <адрес> соответствуют ли помещения санитарным и техническим нормам, является ли многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
02.02.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кемскому району на основании исполнительного листа № возбуждено исполнительное производство.
Определением Кемского городского суда Республики Карелия от 09.04.2015 решение Кемского городского суда Республики Карелия от 16.07.2014 было разъяснено следующим образом: «для исполнения решения Кемского городского суда РК от 16.07.2014 по делу № № необходимо привлечение специализированной организации, поскольку судом на администрацию Кемского городского поселения возложена обязанность по обследованию дома на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заявителем для привлечения специализированной организации является администрация Кемского городского поселения, на которую судом возложена обязанность по организации и проведению обследования дома на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с привлечением всех уполномоченных органов, в соответствии с Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.».
На основании заявления администрации Кемского городского поселения от 20.01.2016 ООО «Инжтехстрой» составлено строительно-техническое заключение от 04.03.2016 по оценке технического состояния дома <адрес>. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации Кемского городского поселения от 01.02.2017 и на основании постановления администрации Кемского городского поселения от 24.03.2017 № многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и подлежащим сносу, предписано расселение до 2026 года.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В 2018 году на территории Республики Карелия реализовывалась Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 №129-П, с предоставлением финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Программа).
В Программе участвовали дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012.
Постановлением Правительства Республики Карелия №136-П от 28.03.2019 утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В соответствии с условиями Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в указанную Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Согласно ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Судом истцу в судебном заседании разъяснено, что вопрос о включении многоквартирного дома в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья решается Правительством Республики Карелия, не входит в полномочия администрации, разъяснено право на замену ответчика на надлежащего, однако Евшакова О.А. настаивала на исковых требованиях именно к администрации Кемского городского поселения и администрации Кемского муниципального района, указала, что сроки признания дома аварийным пропущены по вине администрации.
С учетом изложенных положений законодательства, принимая во внимание предъявление исковых требований к ответчикам администрации Кемского городского поселения и администрации Кемского муниципального района, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Евшаковой О.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2019 года.