Гражданское дело № 2 -2444/2020
УИД47RS0005-01-2020-002203-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 17 сентября 2020 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 23 сентября 2020 года.
17 сентября 2020 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,
при секретаре Ивановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шевченко Юлии Сергеевне, Мелехову Кириллу Владимировичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
истец Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Шевченко Юлии Сергеевне, Мелехову Кириллу Владимировичу о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указало, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ).
Проверкой установлено, что ответчики в установленном законом порядке вселены не были, решение уполномоченным органом не принималось, договор найма жилого помещения с указанными лицами не заключался.
Сведения о том, что Шевченко Ю.С. проходит военную службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо является лицом гражданского персонала Министерства обороны РФ в Управлении отсутствуют.
30.08.2019 в адрес Шевченко Ю.С. направлено уведомление о необходимости освобождения спорного жилого помещения по соглашению, которое Ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Поскольку, ответчик незаконно удерживает указанное жилое помещение, истец просит защиты нарушенного права в судебном порядке.
В заседание суда представитель истца ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещался надлежащим образом о слушании дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Ответчики Шевченко Ю.С., Мелехов К.В. извещенные надлежащим образом о слушании дела, в суд не явились.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Северо - Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, МО РФ, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Прокурор в судебное заседание не явился.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 20.09.2016) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, в соответствии со ст. 214, 125 ГК РФ Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Каменка, д.83, кв.14, является собственностью РФ, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, и находится на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 06.12.2016 № 2848 и приложением к нему.
Согласно справке формы 9 в указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят Шевченко Ю.С., Мелехов К.В.
Из акта от 21 февраля 2019 года следует, что ответчики фактически проживают в спорном жилом помещении.
Проверкой установлено, что ответчики в установленном законом порядке вселены не были, решение уполномоченным органом не принималось, договор найма жилого помещения с указанными лицами не заключался.
Сведения о том, что Шевченко Ю.С. проходит военную службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо является лицом гражданского персонала Министерства обороны РФ в Управлении отсутствуют.
30.08.2019 в адрес Шевченко Ю.С. направлено уведомление о необходимости освобождения спорного жилого помещения по соглашению, которое Ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Поскольку, ответчик незаконно удерживает указанное жилое помещение, истец просит защиты нарушенного права в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из положений ст. ст. 1, 124 - 125, 209 - 210, 214 ГК РФ, ст. ст. 30, 39 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения, в том числе Российская Федерация, осуществляет свои права своей волей и в своем интересе, действуя по своему усмотрению в отношении этого помещения, но в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными ЖК РФ, и при этом несет бремя его содержания.
Следовательно, разрешение вопросов, связанных с возможностью проживания в специализированном жилом помещении военнослужащих (бывших военнослужащих) или лиц гражданского персонала, прекратившим трудовые отношения с Минобороны России и иных лиц зависит от волеизъявления собственника такого помещения и (или) уполномоченного им органа.
Согласно ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный органов государственной власти) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
При этом, решения о предоставлении ответчику указанного жилого помещения истец не выносил, соответственно договор найма специализированного жилого помещения не заключался.
Невыполнение ответчиком требования о сдаче жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилыми помещениями, на основании ч.3 ст. 5 ФЗ «О статусе военнослужащих», ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, невыполнение ответчиком обязательства ведет к неосновательным расходам Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 68 Положения, Министерства обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, издан Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280, которым утверждена Инструкция «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма».
В соответствии с данной Инструкцией установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 07.11.2018 №621 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции.
Согласно п. 2.1 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 №1550 Департамент осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
Приказом Министра обороны РФ от 07.11.2018 №621 определено, что Департамент осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которой в Западном округе является Управление.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации как государственный орган реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членом его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации, в том числе Управление.
Нахождение Ответчиков в служебном помещении препятствует Управлению в соответствии с целями своей деятельности предоставлять помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проживания военнослужащих и членов их семей. Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно затрагивает интересы государства, выражающиеся в своевременном исполнении обязательств по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Силах Российской Федерации.
Проанализировав положения п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии у ответчиков законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно п. 17 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом МО РФ №1280 от 30.09.2010, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка. В соответствии с п. 18 указанной инструкции с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п.17 инструкции.
Поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду, обладающему особым правовым статусом, не предоставлялось ответчику для проживания, требования Министерства обороны о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, выселении основаны на законе, подтверждены собранными по делу доказательствами и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит взысканию с каждого ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Шевченко Юлии Сергеевне, Мелехову Кириллу Владимировичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения- удовлетворить.
Признать Шевченко Юлию Сергеевну, Мелехова Кирилла Владимировича утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Шевченко Юлию Сергеевну, Мелехова Кирилла Владимировича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Указанное решение является основанием для снятия Шевченко Юлии Сергеевны, Мелехова Кирилла Владимировича с регистрационного учета.
Взыскать с Шевченко Юлии Сергеевны, Мелехова Кирилла Владимировича в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере по 600 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, через Выборгский городской суд Ленинградской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ю.С. Грачева