РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2018 года г.Тольятти, ул.Коммунистическая, 43
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
с участием прокурора Роговой О.В.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
в присутствии представителя административного истца Силакова И.В., административного ответчика Алехина А.С., его представителя Адестова Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1855/2018 по административному иску начальника ФКУ ИК-16 УФСИН по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Алехина Алексея Сергеевича,
установил:
начальник ФКУ ИК-16 УФСИН по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Алехина А.С., имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве, 18.04.2018 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Алехин А.С. освобождается из ФКУ ИК-16 28.11.2018. На основании изложенного, заявитель просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Алехина А.С. сроком на 3 года с момента постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания, установить ему следующие ограничения: обязательная явка на регистрацию не реже 4 раз в месяц в отдел полиции по месту жительства, запретить пребывание вне места жительства в период времени с 22-00ч. до 06-00ч. следующих суток, кроме случаев связанных с работой, запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запретить посещать заведения, осуществляющие продажу спиртных напитков на розлив, запретить выезд за установленные судом пределы без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
В судебном заседании представитель административного истца доводы, указанные в заявлении поддержал, просил их удовлетворить, установить административный надзор в отношении Алехина А.С. сроком на 3 года.
Административный ответчик Алехин А.С. в судебном заседании возражал против установления административного надзора сроком на 3 года, поскольку большинство наложенных в период отбывания им наказания взысканий являются формальными, постановление о признании его злостным нарушителем от 18.04.2018 он не оспаривал, действия сотрудников колонии не обжаловал. При установлении административных ограничений просил снизить количество явок для регистрации до 1 раза. Просил отказать в удовлетворении требований об установлении административных ограничений по запрету пребывать вне дома, посещать массовые мероприятия и выезжать за установленные судом переделы территории, поскольку он принимал участие в различных акциях, связанных с реабилитацией.
Представитель прокуратуры Комсомольского района г.Тольятти Рогова О.В. в судебном заседании просила требования удовлетворить частично, установив срок административного надзора 1,5 года, при установлении в отношении Алехина А.С. административных ограничений учесть характеристику осужденного, и установить: обязательную явку на регистрацию не реже 2 раз в месяц в отдел полиции по месту жительства, запретить пребывание вне места жительства в период времени с 22-00ч. до 06-00ч. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, запретить выезд за установленные судом пределы без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания. Просила отказать в удовлетворении требований об установлении административных ограничений в виде запрета посещать заведения, осуществляющие продажу спиртных напитков на розлив, запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Суд, выслушав участников процесса, в том числе в режиме видеоконференц-связи, исследовав материалы дела, личное дело Алехина А.С., полагает административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Алехина А.С. обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Согласно части 3 указанной статьи в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Из материалов дела следует, что Алехин А.С., ... года рождения, был осужден 29.09.2016 Сызранским городским судом Самарской области по ... УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором установлено, что Алехин А.С. совершил преступление при рецидиве преступлений.
В период отбывания наказания Алехин А.С. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что подтверждается постановлением начальника ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области от 18.04.2018 на основании представления администрации учреждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения с заявлением об установлении административного надзора, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
В связи с этим судом были исследовано личное дело Алехина А.С. (2 тома), в котором содержатся многочисленные постановления о возложении на ответчика дисциплинарных взысканий, связанных с нарушением дисциплины в исправительных учреждения, в том числе 04.05.2017 и 15.07.2017 Алехин А.С. водворялся в ШИЗО, 18.07.2018 и 01.08.2018 объявлен выговор.
В связи с изложенным судом не принимаются доводы Алехина А.С. о том, что все наложенные взыскания являются формальными, поскольку доказательств тому представлено не было. Постановление о признании его злостным нарушителем Алехин А.С. не обжаловал.
Судом установлено, что Алехин А.С. совершил преступление при рецидиве, освобождается из мест лишения свободы 28.11.2018, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем, административный надзор в данном случае устанавливается на срок от одного года до трех лет, что не превысит срок для погашения судимости.
В связи с этим, суд считает необходимым установить в отношении Алехина А.С. административный надзор сроком на 1 год 6 месяцев со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, поскольку установление административного надзора и возложения в связи с этим на него ограничений будет способствовать предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Запрашиваемый административным истцом срок административного надзора 3 года в данном случае суд признает необоснованным и несоответствующим характеристике осужденного.
При определении административных ограничений для Алехина А.С. суд учитывает, что за весь период отбывания наказания осужденный Правила внутреннего распорядка ИУ неоднократно нарушал, 18.04.2018 был признан злостным нарушителем общественного порядка, имеет 16 действующих взысканий (7 выговоров, 9 – водворение в ШИЗО). Прошел обучение в ПУ 117 по специальности «кровельщик по стальным кровлям 2-го разряда».
Однако суд учитывает, что явка 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации создаст препятствий для трудоустройства Алехина А.С. В связи с этим, суд считает, что для контроля за поведением Алехина А.С. после освобождения следует установить административный надзор на срок 1 год 6 месяцев и административные ограничения в виде: явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 2раза в месяц в установленные этим органом дни; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22-00ч. до 06-00ч. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 КАС РФ).
Однако суд также учитывает, что в нарушение требований п.2 ст.272 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств необходимости установить в отношении Алехина А.С. административного ограничения в виде запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятий, и участие в указанных мероприятиях, запрета посещать заведения, осуществляющие продажу спиртных напитков на розлив, запрета выезд за установленные судом пределы без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания, поэтому в этой части в иске необходимо отказать.
Примененные административные ограничения соответствуют данным о личности Алехина А.С., не являются чрезмерными, и отвечают целям административного надзора.
Суд также считает необходимым разъяснить Алехину А.С., что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Алехина А.С. – удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Алехина Алексея Сергеевича, ... года рождения, место жительство: .... сроком на 1 год 6 месяцев со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Алехина Алексея Сергеевича следующие административные ограничения:
-обязательная явка на регистрацию 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации,
-запрещение пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22-00ч. до 06-00ч. следующих суток, кроме случаев связанных с работой.
Разъяснить Алехину А.С., что не прибытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области.
Судья Морозова Ю.А.
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2018 года.
Судья Морозова Ю.А.