Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2190/2014 ~ М-2120/2014 от 21.05.2014

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 мая 2014 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.,

при секретаре судебного заседания Цыбаковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сызрани гражданское дело № 2-2190\14 по заявлению Администрации г.о. Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.о.Сызрань обратилась в суд с требованиями об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявления указав, что **.**.**** г. судебным приставом-исполнителем ФИО3 возбуждено исполнительное производство №00 в отношении Администрации городского округа Сызрань, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.

В соответствии со ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ от **.**.**** г. «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрацией г.о.Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация г.о.Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета субъекта РФ Самарской обл. на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий по перечислению денежных средств из бюджета области в городской бюджет. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.

Администрацией г.о.Сызрань были направлены письма о предоставлении из областного бюджета необходимых денежных средств. Процедура выделения денежных средств имеет определенный установленный нормативно-правовыми актами порядок и не может быть нарушена. Как только из областного бюджета поступили предусмотренные законом на выполнение государственных полномочий денежные средства, незамедлительно были исполнены решения суда. Администрация г.о. Сызрань принимала все необходимые и допустимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации городского округа Сызрань.

В соответствии со ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются вышеназванным Законом отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от **.**.**** г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом №115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий Самарской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий Самарской области; предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области.

В связи с тем, что Администрация г.о.Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, а также в самом судебном решении имеется ссылка на то, что социальная выплата предоставляется за счет бюджета субъекта РФ — Самарской области, считает, что Администрация г.о.Сызрань предприняла все возможные меры для исполнения обязательства, но при всей необходимой степени заботливости и осмотрительности не смогла исполнить судебное решение в добровольном порядке в силу особенности характера обязательства.

В судебном заседании представитель заявителя Администрации г.о.Сызрань ФИО4 заявленные требования поддержала и привела доводы, изложенные выше.

Судебный пристав-исполнитель МО ФССП г.Сызрани ФИО5 в судебном заседании против требований возражала и пояснила, что соответствии с п. 1 ст. 105 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленным для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производств судебный пристав-исполнитель выносит постановление взыскании исполнительного сбора.

В соответствии со ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (изменения в соответствии ФЗ-441 от 28.12.2013г.) в случае не исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя в размере пяти тысяч рублей, с должника -организации - пятидесяти тысяч рублей.

**.**.**** г. судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производства на основании решения суда по гражданскому делу №00 от **.**.**** г. об обязанности Администрации г.о. Сызрань предоставить ФИО6 социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника. Согласно данному постановлению срок для исполнения решения суда предоставлен до 25.12.2012.

Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда судебному приставу-исполнителю не поступало.

Согласно материалам исполнительного производства Администрация г.о. Сызрань обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, однако определениями Сызранского городского суда было отказано в удовлетворении заявлений Администрации г.о. Сызрань об отсрочке исполнения решения суда. Данные определения суда вступили в законную силу.

За неисполнение решения суда **.**.**** г. судебным приставом-исполнителем был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. 22.11.2013г. начальником отдела - страшим судебным приставом был рассмотрении административный материал и принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи со ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с нормами ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» 06.05.2013г. судебным приставом-исполнителем ФИО5было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному 20.12.2012.

В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не применяет меры для принудительного исполнения решения суда в случае, если исполнительное производство приостановлено судом (ст. 39 ФЗ-229). На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора решения суда о приостановлении исполнительного производства в адрес МРО СП г. Сызрани не поступало.

Также обращает внимание суда, что **.**.**** г. судьей Сызранского городского суда ФИО7 рассматривалось заявление Администрации г.о. Сызрань об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора. Решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. заявление Администрации г.о. Сызрань об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора оставлено без удовлетворения. Данное решение вступило в законную силу.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

С **.**.**** г. до **.**.**** г., а также по настоящее время Администрация г.о. Сызрань не предприняла никаких мер в части оплаты исполнительского сбора. В связи с этим каких-либо оснований для освобождения Администрации г.о. Сызрань об освобождении от исполнительского сбора не имеется.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, обозрив материалы гражданского дела № 2-4162/12, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. удовлетворены требования прокурора г.Сызрани. Названным решением Администрация г.о.Сызрань Самарской области обязана предоставить социальную выплату ФИО6 на приобретение жилого помещения.

**.**.**** г. было возбуждено исполнение производство по принудительному исполнению судебного решения, ответчику в лице Администрации г.о.Сызрань был предоставлен срок для добровольного исполнения в течение 5 дней ( до **.**.**** г.) для выплаты ФИО6 денег, однако в установленный срок решение исполнено не было.

Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда судебному приставу-исполнителю не поступало.

**.**.**** г. судебным приставом-исполнителем ФИО5было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 3 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от **.**.**** г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 названной статьи при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду представлено не было.

В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Администрация г.о.Сызрани ссылалось на свое имущественное положение, не позволяющее своевременно исполнить решение суда.

Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, суд полагает, что имущественное положение должника, как это прямо следует из положений ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может являться основанием лишь для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, основанием для освобождения от его уплаты может быть лишь отсутствие вины должника.

Поскольку соответствующих доказательств, как того требуют положения п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда не представлено, а имеющиеся документы не свидетельствуют о принятии Администрацией г.о.Сызрани в установленный срок мер для надлежащего исполнения обязательства, то суд полагает отказать в удовлетворении требований.

В установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок должник не сообщил судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения решения суда, о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

В связи с этим ссылки на длительность установленной процедуры выделения денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилого помещения, суд считает несостоятельными.

Следует также отметить, что решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. по делу № 2-2340\13 заявление Администрации г.о.Сызрань об отменен постановления судебного пристава-исполнителя от **.**.**** г. о взыскании исполнительского сбора, оставлено без удовлетворения.

С учетом изложенного, суд не находит оснований к освобождению от взыскания исполнительского сбора, поскольку Администрация г.о.Сызрань не представила доказательств объективной невозможности своевременного исполнения судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Оставить без удовлетворения заявление Администрации городского округа Сызрань об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от **.**.**** г. по исполнению судебного решения от **.**.**** г. по делу № 2-4162/12 по иску прокурора ул. ХХХ к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальную выплату ФИО6 на приобретение жилого помещения.

Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.

Судья:

2-2190/2014 ~ М-2120/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.о. Сызрань
Ответчики
МО СП г. Сызрани
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сапего О.В.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
21.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2014Передача материалов судье
22.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2014Дело оформлено
27.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее