Дело № 2-6606/5-2014 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2014 г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гасниковой О.Ю.,
при секретаре Кожевниковой Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галстян А.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка на праве аренды,У С Т А Н О В И Л:
Галстян А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по следующим основаниям. Являясь инвалидом <данные изъяты> группы, с целью реализации права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, истец неоднократно обращалась с заявлением в Администрацию Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства, в ответах Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении земельного участка истцу отказано. Ссылаясь на незаконность данных ответов, положения Земельного кодекса РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить земельный участок на праве аренды в пределах Петрозаводского городского округа.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, причины неявки неизвестны.
Администрация Петрозаводского городского округа, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не направила своего представителя, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве, представленном в ходе рассмотрения дела, ответчик указал, что истец не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Галстян А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается копией справки филиала МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа отказала истцу в предоставлении земельного участка на территории Петрозаводского городского округа, ссылаясь на то, что поскольку испрашиваемый земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, размещение индивидуального жилого дома в данной зоне не предусмотрено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация Петрозаводского городского округа сообщила, что возможность предоставления земельных участков в районе существующей индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>) для индивидуального жилищного строительства исчерпана. Администрацией принято решение об использовании перспективных территорий индивидуальной и блокированной жилой застройки <данные изъяты> для предоставления земельных участков гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. В связи с тем, что проекты планировок перспективных районов индивидуальной и блокированной жилой застройки не разработаны, предоставление земельных участков будет осуществляться в соответствии со схемами размещения земельных участков, разработанными Администрацией. Истцу рекомендовано обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
На основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п.п. 17, 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 (далее - Правила), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В Решении Петрозаводского городского Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» закреплено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
В обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Принимая во внимание изложенные выше законоположения, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, с учетом вышеперечисленных норм права относятся к категории граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Между тем, следует учитывать, что Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с вышеуказанными Правилами инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании ч.2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Галстян А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности матери истца - ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), истец имеет право пользования данным жилым помещением, последнее по сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в т.ч. жилую – <данные изъяты> кв.м. При этом в соответствии с данными домовой (поквартирной) книги в указанной квартире, кроме истца, зарегистрированыпо месту жительства еще семь человек, один человек зарегистрирован по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. За ФИО1 зарегистрировано также право собственности на квартиру по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), общей площадью <данные изъяты> кв.м, в т.ч. жилой – <данные изъяты> кв.м. В квартире <адрес> зарегистрированы по месту жительства три человека.
Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на одного человека, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске (10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека), установленной Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске».
Имея в виду указанные обстоятельства, характеризующие жилищное и имущественное положение истца, суд приходит к выводу, что Галстян А.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доказательств обратного стороной ответчика в соответствии со статьей 56 ГПК РФ суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и полагает возможным их удовлетворить.
Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Галстян А.А. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Галстян А.А. в первоочередном порядке земельный участок на праве аренды в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Галстян А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Гасникова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.08.2014