Копия
2а-5483/2021
63RS0045-01-2021-007375-90
Решение
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-5483/2021 по административному исковому заявлению МИФНС №22 по Самарской области к Андрееву ФИО5 о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС №22 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Андрееву ФИО6
В обоснование своих требований указал, что Андреев ФИО7 состоит на налоговом учете в МИФНС №22 по Самарской области, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество, в связи с наличием объектов налогообложения.
Истцом направлено ответчику налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику направлено требование об уплате. До настоящего времени сумма задолженности, указанная в требовании, не погашена.
В связи с этим, административный истец просит суд взыскать с Андреева ФИО8. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 181 009, 96 руб., в том числе по транспортному налогу за 2018г. в размере 178 883, 00 руб., пени в сумме 913, 79 руб., по налогу на имущество за 2018г. в размере 1 207, 00 руб., пени в размере 6, 17 руб., уплату государственной пошлины возложить на ответчика.
Представитель административного истца МИФНС №22 по Самарской области Зайцева А.А. (на основании доверенности) в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Андреев ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований в части взыскания транспортного налога. Указал, что требование об оплате недоимки по налогу он не получал. Также указал, что указанные в иске транспортные средства выбыли из его владения и переданы залоговому кредитору ЗАО КБ «Фиа-Банк», в отношении транспортных средств наложен запрет на совершение регистрационных действий. Требования в части взыскания налога на имущество признал. Представил квитанции об оплате недоимки по налогу на имущество за 2018г. и пеней.
Представитель заинтересованного лица ЗАО КБ «Фиа-Банк» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на объекты налогообложения: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в силу положений ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ и Закона Самаркой области от 06.11.2002г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самаркой области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".
В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002г. № 86 ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» ставка транспортного налога зависит от вида транспортного средства и мощности двигателя на одну лошадиную силу.
В судебном заседании установлено, что Андреев ФИО10 являлся налогоплательщиком транспортного и имущественного налога, в связи с наличием в 2018г. следующих объектов налогообложения:
транспортных средств: ЗИЛ433360, г/н №; КРАЗ 250, г/н №; ВАЗ21101, г/н №; БМВ5 3.0Д, г/н №; КРАЗ 258, г/н №; КРАЗ 250, г/н № Стерлингат 9500, г/н №;
-квартира по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
У налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде транспортного и имущественного налога за период 2018г.
Истец в соответствии с действующим законодательством направлял налогоплательщику Андрееву ФИО11 налоговое уведомление № 43372520 от 25.07.2019г. о необходимости уплаты налога за 2018.
В связи с наличием недоимки, истец в соответствии с действующим законодательством направлял ответчику требование № 83610 от 27.12.2019г., о необходимости уплаты транспортного и имущественного налога сроком исполнения до 04.02.2021г.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке налоговый орган в установленный законом срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
07.07.2020г. по заявлению ИФНС и.о. мирового судьи судебного участка № 46 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области мировым судьей судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1990/2020 о взыскании недоимки по обязательным платежам с Андреева ФИО12
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 46 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области мировым судьей судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 17.02.2021г. судебный приказ № 2а-1990/2020 от 07.07.2020г. о взыскании с Андреева ФИО13. недоимки по налогам – отменен.
С исковым заявлением о взыскании с Андреева ФИО14 спорной недоимки административный истец обратился в Промышленный районный суд г. Самары 04.08.2021г.
При таких обстоятельствах, установленный законом срок на обращение с заявленными требованиями административным истцом соблюден.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком обязанность по уплате указанного налога не исполнена и до настоящего времени сумма задолженности по транспортному налогу за 2018г., налогу на имущество физических лиц за 2018г. не погашена.
Согласно представленному истцом расчету задолженность Андреева ФИО15 составляет:
недоимка транспортному налогу за 2018г. в размере 178 883, 00 руб.,
недоимка по налогу на имущество за 2018г. в размере 1 207, 00 руб.
Расчет недоимки по транспортному налогу суд отклоняет по следующим основаниям.
Согласно налоговому уведомлению № 43372520 от 25.07.2019г. данный расчет включает себя недоимку по налогу по следующим транспортным средствам:
ГАЗ 33073 г.н. №, 933001 гос. номер №, ВАЗ21093 гос. номер №, 933991 гос. номер №.
Однако в соответствии с ответом МРЭО ГИБДД от 02.09.2021г. указанные транспортные средства в собственности ответчика в 2018г. не значатся.
При указанных обстоятельствах сумма начисленного налога за транспортные средства ГАЗ 33073 г.н. №, 933001 гос. номер №, ВАЗ21093 гос. номер №, 933991 гос. номер № подлежит исключению из суммы, заявленной налоговым органом к взысканию.
Согласно произведенному судом самостоятельному расчету сумма недоимки Андреева ФИО16 по транспортному налогу за 2018г. составляет 170 995 руб. ( включает в себя суммы налога за фактически находившиеся в собственности транспортные средства ЗИЛ433360, г/н №; КРАЗ 250, г/н №; ВАЗ21101, г/н №; БМВ5 3.0Д, г/н №; КРАЗ 258, г/н №; КРАЗ 250, г/н №; Стерлингат 9500, г/н № в соответствии с ответом МРЭО ГИБДД от 02.09.2021г. № 54/17/9556).
С учетом изложенного требования налогового органа в части взыскания транспортного налога подлежат частичному удовлетворению в сумме 170 995 руб.
Довод Андреева ФИО17., что требования о необходимости оплаты налога он не получал, судом отклоняются.
Требование направлялось Андрееву ФИО18 по адресу регистрации налогоплательщика, что подтверждается представленным суду почтовым реестром, и с учетом положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считается полученным.
Довод Андреева ФИО19., что вышеуказанные транспортные средства выбыли из его владения и находятся в залоге у банка, судом отклоняются.
На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Иное правоприменение, на которое указывает административный ответчик, означало бы необоснованное уклонение лица от исполнения конституционной обязанности по уплате налогов, так как в такой ситуации никакое иное лицо невозможно было бы признать плательщиком транспортного налога по причине отсутствия соответствующего правового регулирования.
Само по себе изъятие предмета залога не привело к прекращению существования этого предмета (транспортного средства), которое являлось объектом налогообложения.
Согласно положениям ст.ст. 48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
Административным истцом заявлены к взысканию пени на транспортный налог за 2018 г. за период с 03.12.2019г. по 26.12.2019г. в размере 913, 79 руб.
С учетом произведенного судом перерасчета суммы транспортного налога, судом также произведен перерасчет пеней, которые составляют за период с 03.12.2019г. по 26.12.2019г. сумму 837, 50руб.
С учетом изложенного требования налогового органа по взысканию пеней на транспортный налог за 2018г. подлежат частичному удовлетворению.
Также судом установлено, что в ходе рассмотрения дела Андреевым ФИО20 оплачена задолженность по налогу на имущество за 2018г.: налог размере 1 207, 00 руб., пени в размере 6,17 руб., что подтверждено представленными суду квитанциями.
При указанных обстоятельствах требования налогового органа в данной части не подлежат удовлетворению судом.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика Андреева ФИО21 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России №22 по Самарской области к Андрееву ФИО22 удовлетворить частично.
Взыскать с Андреева ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу МИФНС России №22 по Самарской области недоимку по обязательным платежам на общую сумму 171 832 (Сто семьдесят одна тысяча восемьсот тридцать два) руб. 50 коп., в том числе по транспортному налогу за 2018г. 170 995 руб., пени за период с 03.12.2019г. по 26.12.2019г. в размере 837 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Андреева ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Куйбышев, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Мотивированное решение суда изготовлено 15.10.2021 года.
Председательствующий: Щелкунова Е.В.
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ находится в материалах административного дела № 2а-5483/2021
(УИД 63RS0045-01-2021-007375-90) Промышленного районного суда г. Самары