УИД 54RS0031-01-2022-000243-62
Дело № 2-190/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» апреля 2022 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филиппова Евгения Евгеньевича к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Филиппов Е.Е. обратился в Обской городской суд Новосибирской области с исковым заявлением к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения, которым просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требования, не ниже установленных социальных норм предоставления, на территории г. Оби Новосибирской области.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления главы городского самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он был определен в детское учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, а именно в <данные изъяты>» рабочего поселка <адрес>, в связи с тем, что его мать – Филиппова Светлана Юрьевна решением Федерального районного суда общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, а сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны по указанию матери. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, о включении в список на внеочередное предоставление жилья, о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о внесении изменений в состав семьи очередника» истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также поставлен на учет на внеочередное предоставление жилой площади.
Указывает, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилищных помещений, как лицо, принятое на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и ранее включенный в льготный список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Однако, до настоящего времени, в нарушение действующего законодательства, истец жильем не обеспечен, находится в очереди на предоставление жилого помещения, в которой, за период нахождения в числе очередников, передвинулся с 11 на 18, а затем и с 18 на 23 место за время ожидания предоставления ему жилого помещения. При этом ни федеральное законодательство, ни нормативно-правовые акты Новосибирской области не устанавливают очередность для реализации, данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри такого списка таких граждан.
Истец Филиппов Е.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Михайлов Ю.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Оби Новосибирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований ввиду следующего. Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма под номером 23. Удовлетворение требования о внеочередном предоставлении жилого помещения, установленного в списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения. Считает, что принятие решения об удовлетворении таких требований будет неконституционным в силу положений ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ реализация прав на обеспечения жилым помещением одного лица не может строиться на реализации прав за счет другого лица, поскольку недопустимо ущемление прав других лиц.
Представитель третьего лица - Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что обязательства Новосибирской области по финансовому обеспечению предоставленных жилых помещений детям-сиротам в виде перечисления субвенций городу Новосибирску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот исполнены в полном объеме, необходимые финансовые средства мэрии г. Новосибирска переданы.
Представитель третьего лица - Министерства финансов и налоговой политики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что ч. 1 ст. <адрес> установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>. Таблицей № приложения № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-ОЗ «Об областном бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» утверждено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено предоставление данной субвенции в размере № тысяч рублей.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку действующих законодательством не предусмотрено предоставление указанной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке. В случае удовлетворения исковых требований Филиппова Е.Е. будут нарушены права иных лиц данной категории, включенных ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения, и, следовательно, принцип социальной справедливости и равенства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицамиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от 05.06.2013г. №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании ч. 1 ст. <адрес> от 05.06.2013г. №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляетсяобластным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом (ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ч. 7 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане включаются в список в хронологической последовательности по датам принятия уполномоченным органом решений о включении лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в список.
В судебном заседании установлено, что Филиппов Е.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в строке отец указан Филиппов Евгений Владимирович, в графе мать указана Филиппова Светлана Юрьевна (л.д.40).
Согласно паспорту на имя Филиппова Е.Е. он имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д.28).
Решением Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Светлана Юрьевна лишена родительских прав в отношении Филиппова Евгения Евгеньевича (л.д.37-38).
Согласно постановлению главы городского самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов Е.Е. определен в детское учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение (л.д.30).
Из отзыва на исковое заявление администрации <адрес> усматривается, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Филиппов Е.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма под номером 23 (л.д.65-66).
Сведений о том, что истец имеет в собственности жилое помещение, пригодное для проживания и соответствующее установленным правилам и нормам, не представлено.
Судом установлено, что Филиппов Е.Е. отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, до настоящего времени жильем не обеспечен и не утратил права на получение жилого помещения на территории <адрес>, что не оспаривается ответчиком.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, суд считает несостоятельным, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представленными доказательствами подтверждается, что Филиппов Е.Е. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено, ранее решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу судом не принималось.
В связи свышеизложенным суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Филиппова Е.Е. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░