Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2757/2015 ~ М-2710/2015 от 18.09.2015

Дело № 2-2757/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 ноября 2015 года                                     город Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Халиуловой И.Р.,

с участием прокурора Булгакова О.Г.,

представителей соответчиков Юсубовой Ю.В., Зиминой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 215 «Колосок», Управлению образования администрации города Ульяновска, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения, восстановить ограждение территории,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 215 «Колосок» (МБДОУ № 215), Управлению образования администрации города Ульяновска, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения, восстановить ограждение территории.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки состояния антитеррористической защищенности МБДОУ № 215 было установлено не оборудование здания детского сада системой видеонаблюдения, а также нарушение целостности ограждения по периметру здания, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся, лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, однако, до настоящего времени нарушения не устранены. Просит признать незаконными указанные бездействия ответчиков, возложив на них обязанность устранить допущенные нарушения закона.

В судебном заседании прокурор Булгаков О.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.

Законный представитель ответчика – МБДОУ № 215 Юсубова Ю.В., а также представитель соответчика Управления образования администрации города Ульяновска по доверенности Зимина Н.Е. в судебном заседании иск не признали. Не оспаривая наличие указанных в иске нарушений, считают, что имеющихся в учреждении мер достаточно для обеспечения антитеррористической защищенности МБДОУ № 215. Указывают, что в учреждении отсутствует помещение и сотрудник, а также финансовые средства для организации системы видеонаблюдения. С соответствующей заявкой заведующая МБДОУ № 215 Юсубова Ю.В. обращалась, денежные средства не выделены. Имеющиеся в ограждении учреждения (из металлической сетки) сквозные отверстия не являются чрезмерно большими. Кроме того, в законе и в подзаконных актах отсутствует прямое указание на необходимость оснащения дошкольных образовательных учреждений системой видеонаблюдения. В связи с изложенным просят в иске отказать.

    Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Уставом МБДОУ № 215 данное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 215 «Колосок» расположено по адресу <адрес>

Учредителем данного учреждения является управление образования администрации г. Ульяновска (п. 1.3).

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что средняя посещаемость объекта МБДОУ № 215 составляет 195 воспитанников, 19 сотрудников.

При этом в детском саду отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения.

Письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.06.2008 года №03-1423 «О методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации», от 16.06.2010 года №ЮС-350/09 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которыми мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают установку тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения, ограждения по периметру образовательного учреждения, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, организацию охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного ФЗ).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обязанность по обеспечению дошкольных учреждений системами видеонаблюдения, установлена также Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), где в пункте 23 Главы 2 Раздела 4 (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования в обязательном порядке системами видеонаблюдения мест массового пребывания людей независимо от установленной категории.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу пункта 7.1 статьи 14, пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска о признании незаконными бездействия в части не оборудования здания указанного детского образовательного учреждения системой видеонаблюдения, об устранении указанных нарушений, подлежат удовлетворению.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

В связи с изложенным, доводы представителей ответчиков о достаточности иных профилактических мер по противодействию террористической деятельности являются несостоятельными.

Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26) территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории (п.3.1).

В силу п. 4 пп. 10 Строительных норм 441-72* "Указания по проектированию ограждения и площадок, участков предприятий, зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Госстроя N 99 от 26.05.1972, ограждение детских яслей-садов должно быть из стальной сетки или железобетонным, решетчатым и иметь высоту не менее 1,6 м.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Уставом Учреждение создано с целью реализации образовательных программ общедоступного дошкольного образования, а также воспитания, развития, присмотра, ухода детей в возрасте с 2 до 7 лет (п.2.6.2).

Материалами дела, в том числе фотографиями, установлено, что ограждение территории Учреждения ветхое, имеет сквозные отверстия, ржавчину, целостность ограждения частично нарушена.

В связи с вышеизложенным на образовательное учреждение должна быть возложена обязанность по устранению отмеченных нарушений.

    В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании п.п. 3,4 ст. 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    Согласно ч. 2 ст.158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Согласно пункта 1.1 Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов    администрации города» Управление образования администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами Российской Федерации и законами Ульяновской области в сфере образования.

Управление образования администрации города Ульяновска осуществляет единую государственную политику Российской Федерации в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства, необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда.

К функциям Управления образования администрации города Ульяновска относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (за исключением муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска, Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска), обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, финансирование мероприятий по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства в отношении МБДОУ № 215 относится к полномочиям Управления образования администрации города Ульяновска.

Согласно Уставу учреждения, имущество МБДОУ № 215 закреплено за ним на праве оперативного управления (п.7.1), финансирование учреждения осуществляется учредителем (п.7.9).

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о возложении на Управление образования администрации города Ульяновска обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений указанных требований антитеррористического законодательства (оборудование системой видеонаблюдения, восстановление ограждения) в отношении МБДОУ № 215, полежат удовлетворению.

Учитывая указанные обстоятельства и вышеприведенные положения закона суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 215 «Колосок» восстановить целостность ограждения территории образовательного учреждения по всему периметру по адресу <адрес> установить систему видеонаблюдения в этом дошкольном образовательном учреждении.

Возложить обязанность на Управление образования администрации города Ульяновска обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению целостности ограждения территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 215 «Колосок» по всему периметру по адресу <адрес>, по оборудованию системы видеонаблюдения в этом дошкольном образовательном учреждении.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                               О.А. Сычёва

2-2757/2015 ~ М-2710/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска
Ответчики
МБДОУ ЦРР № 215
Управление образования администрации г.Ульяновска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Сычёва О. А.
Дело на странице суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
18.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2015Передача материалов судье
23.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2015Подготовка дела (собеседование)
07.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2015Судебное заседание
06.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2015Дело оформлено
08.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее