Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
при секретаре - Голевой Н.В.,
с участием:
истца - ФИО3,
представителя истца - ФИО5,
представителей ответчиков - ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования и науки города Севастополя, третье лицо: Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, о восстановлении припущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, об обязании предоставить специализированное жилое помещение, об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
В сентябре 2020 года истец обратилась с настоящим исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования и науки города Севастополя.
В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей и оставшихся без попечения родителей.
Статус сироты подтверждается, свидетельством о смерти ФИО2, Сери № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец являласьвоспитанницей Севастопольского детского <адрес> находилась на полном государственном обеспечении до августа 2009 года. Однако, опекун ФИО3 в лице Севастопольского Детского <адрес>, не оформил право собственности на долю домовладения в период ее пребывания в детском доме, и она не была внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что является грубейшим нарушением моих гражданских прав, которые до настоящего дня она самостоятельно не может восстановить.
С учетом уточненных требований, просит восстановить срок на подачу заявления на право обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшей 23 лет, не обратившейся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить вне очереди специализированное жилое помещение на территории города Севастополя не позднее 3-х ФИО10 со дня вступления в законную силу судебного решения, площадью не менее установленных норм, а также обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет, не позднее 3 ФИО10 со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном истец, представитель истца требования иска поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель Департамента образования и науки города Севастополя ФИО6 в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО7 в удовлетворении заявленных требований возражала.
Заслушав пояснение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей Севастопольского детского <адрес> находилась на полном государственном обеспечении до августа 2009 года.
Статус сироты подтверждается, свидетельством о смерти ее матери -ФИО2, Сери № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Как подтверждается материалами дела после смерти матери истца осталось наследство в виде доли домовладения по <адрес> в г. Севастополе.
В 2008 году в период пребывания истца в Севастопольском детском <адрес>, в <адрес> произошел пожар, согласно заключению специалистов, проживание в данном доме стало невозможным.
Вместе с тем, опекун ФИО3 в лице Севастопольского Детского <адрес>, не оформил право собственности на долю домовладения в период ее пребывания в детском доме, и она не была внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление МВД России по г. Севастополю с сообщением о безвестном исчезновении своего брата ФИО8 (в порядке приказа № от 16.01.2015г. Сообщение прилагаю.) После проведённых розыскных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ истца уведомили о том, что по ее заявлению была проведена проверка, в ходе которой установить местонахождение ФИО8 не представилось возможным.
На основании указанного уведомления, ФИО3 обратилась с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Севастополя о признании гражданина безвестно отсутствующим. По решению суда ФИО8 был признан безвестно отсутствующим. Из содержания решении суда следует, что истцу необходимо заключить договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина с Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя для заключения договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина, в связи с чем истцу был предоставлен перечень необходимых документов, которые требовалось приложить к заявлению.
Разрешая требование истца о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории детей оставшихся без попечения родителей суд исходит из следующего.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 358-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех ФИО10 со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 56-АПГ18-15.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на ДД.ММ.ГГГГ, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от возраста указанных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ, на учете как нуждающиеся в жилье.
С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Таким лицом истец, как следует из материалов дела, признана не была.
Вместе с тем, согласно материалам дела ФИО3 на протяжении времени с 18 лет до настоящего времени постоянно обращалась и занимается восстановлением своего нарушенного права, в связи с чем, суд считает возможным исковое заявление в части требований о восстановлении припущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Что касается исковых требований о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязании предоставить вне очереди специализированное жилое помещение на территории города Севастополя не позднее 3-х ФИО10 со дня вступления в законную силу судебного решения, площадью не менее установленных норм, а также обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения на 5 лет, не позднее 3 ФИО10 со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает, что они заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО3 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования и науки города Севастополя о восстановлении припущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, об обязании предоставить специализированное жилое помещение, об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения – удовлетворить частично.
Восстановить срок на подачу заявления на право обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшей 23 лет, не обратившейся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В иной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя /подпись / О.В. Гавура
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура