Постановление
по делу об административном правонарушении
поселок Нижний Ингаш 23 июля 2019 года
Судья Нижнеингашского районного суда Красноярского края Рудаков Ю.Е., при секретаре Синициной А.А., с участием помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Гриднева С.В., представителя ИП Бегларян – Дедковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-36/2019 в отношении индивидуального предпринимателя Бегларяна С. А., "дата" года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего в <адрес> совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
в Нижнеингашский районный суд Красноярского края 08 июля 2019 года поступил административный материал в отношении индивидуального предпринимателя Бегларяна С. А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Бегларяном С.А. природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности ИП выявлены следующие нарушения закона: по адресу: п. Нижний Ингаш, ул. Энергетиков, 9а Нижнеингашского района Красноярского края, находится производственный объект, на котором индивидуальный предприниматель Бегларян С.А. осуществляет хозяйственную деятельность по лесозаготовке, производству пиломатериалов.
В ходе проверки зафиксировано, что на данном производственном участке отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует водонепроницаемое покрытие площадки, обвалка по периметру площадки в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03), паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами, прошедшее специальную подготовку, не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
В нарушение экологических требований указанные отходы накоплены на земельном участке на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что является недопустимым.
Бегларян С. А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП 304241516900014, поставлен на налоговый учет.
Индивидуальный предприниматель Бегларян С. А. согласно Выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности: лесозаготовки, производство пиломатериалов и др.
Индивидуальный предприниматель Бегларян С.А. накапливает отходы производства в несанкционированном месте - территории производственного участка, что приводит к загрязнению земельного участка.
Факт образования отходов производства, их накопление в несанкционированном месте подтверждается актом проверки от 11.04.2019, фототаблицей, объяснением должностного лица Дедковой Т. В..
В действиях индивидуального предпринимателя Бегларяна С.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Место совершения административного правонарушения: место нахождения производственного участка – Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Энергетиков, 9а. Время совершения административного правонарушения – 11 апреля 2019 года (дата составления акта проверки).
Прокурором района 17.05.2019 года постановлено возбудить в отношении ИП Бегларян дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
18 июня 2019 года главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Васильевой Н.В. вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении судье.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Бегларяна С.А. – Деткова Т.В. вину в совершении административного правонарушения полностью признала, согласна со всем, что изложено в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Пояснила, что уже начали принимать меры для устранения выявленных нарушений. Однако для полного их устранения необходимо дополнительное время.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеингашского района Гриднев С.В. дал пояснения по сути постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, полагает необходимым привлечь ИП Бегларян к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности в пределах 90 суток.
Заслушав помощника прокурора Гриднева С.В., представителя ИП Бегларян С.А. – Дедкову Т.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст.51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136 ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03».
Согласно п. 2.2. вышеуказанных СанПин – процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН при временном хранении отходов в нестационарных складских, на открытых площадках без тары (навалом, россыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно материалам дела Бегларян С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП 304241516900014, постановлен на налоговый учет.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения ИП Бегларян природоохранного законодательства, в ходе которой в его деятельности выявлены указанные нарушения закона, изложенные в постановлении прокурора. Факт нарушения подтверждается актом проверки от 11 апреля 2019 года, фототаблицей, объяснениями представителя индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что виновность индивидуального предпринимателя Бегларяна С.А. в совершении вышеуказанного административного правонарушения объективно подтверждается представленными доказательствами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, действия индивидуального предпринимателя Бегларяна С.А. следует квалифицировать по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления.
При назначении административного наказания в отношении ИП Бегларян, учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – признание вины в совершенном административном правонарушении, раскаяние в содеянном, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, полагаю возможным назначить ИП Бегларяну С.А. наказание в виде административного штрафа.
Частичное устранение нарушений до рассмотрения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения ИП Бегларян от административной ответственности, поскольку в силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, послужили конкретные выявленные в ходе проведения проверки нарушения, их последующее устранение, влияет на вид и размер административного наказания.
Судья считает невозможным назначения административного наказания в виде предупреждения, поскольку допущенное индивидуальным предпринимателем Бегларяном С.А. административное правонарушение сопряжено с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей природы и представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, имеющихся возможностей для их исполнения.
Совершенное правонарушение индивидуальным предпринимателем Бегларяном С.А. имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать индивидуального предпринимателя Бегларяна С. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Красноярскому краю (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края), ИНН 2466187446, КПП 246601001, р/счет 40101810600000010001 в Отделение Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001, ОКТМО 04701000, КБК 03211625050010000140, УИН 0411681000000019001259217.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд.
Судья