Дело № 12-88/2017
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 10 июля 2017 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тархова С.В. - Ковынева И.В., действующего на основании нотариальной доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики ФИО10 жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный заповедник «Костомукшский» Тархова Сергея Вадимовича на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Петрова М.С. от 07 апреля 2017 года по делу № 04-38/02-2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Петрова М.С. от 07 апреля 2017 года должностное лицо - директор ФГБУ «Государственный заповедник «Костомукшский» Тархов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Тархов С.В. обратился в Петрозаводский городской суд РК с жалобой.
Определением судьи Петрозаводского городского суда РК от 28 апреля 2017 года жалоба директора ФГБУ «Государственный заповедник «Костомукшский» Тархова С.В. направлена в Костомукшский городской суд РК по подведомственности.
Не оспаривая факта нарушения антимонопольного законодательства, требование жалобы об отмене постановления должностного лица Управления ФАС России по РК № 04-38/02-2017 от 07 апреля 2017 года и прекращении производства по делу Тархов С.В. мотивирует тем, что он не является субъектом административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, поскольку ФГБУ «Государственный заповедник «Костомукшский» является природным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением и не относится с субъектному составу, указанному в ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Кроме того, указывает, что заключение государственного контракта № 11 от 27 октября 21014 года с <данные изъяты>» без проведения конкурсных процедур было вызвано крайней необходимостью. В материалах дела отсутствуют доказательства его вины, а имеющиеся доказательства содержат неустранимые сомнения в его виновности. Ссылается на формальный характер и состав вменяемого ему административного правонарушения, отсутствие какого-либо ущерба охраняемым законом интересам государства и третьим лицам, что подпадает под признаки малозначительности. Считает, что его повторно привлекают к административной ответственности за одно и то же деяние, так как постановлением от 23 июня 2015 года по делу № 04-16/57-2015 он уже был привлечен по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Просит суд постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления ФАС России по РК Петрова М.С. от 07 апреля 2017 года по делу № 04-38/02-2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, отменить, а производство по делу в отношении Тархова С.В. прекратить.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тархов С.В. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Ходатайство об отложении разбирательства дела не заявлял, в связи с чем, руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в его отсутствие.
Защитник Ковынев И.В. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам. Просит суд постановление № 04-38/02-2017 от 07 апреля 2017 отменить, а производство по делу в отношении Тархова С.В. прекратить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления ФАС России по РК.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по РК Зиновьева А.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявляла.
Выслушав защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ) административным правонарушением признается заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Федеральный закон № 135-ФЗ) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 135-ФЗ определено, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства несут должностные лица организаций.
Основанием для привлечения директора ФГБУ «Костомукшский заповедник» Тархова С.В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, послужило совершении действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательство Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выразившиеся в заключении государственного контракта без проведения торгов.
Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решением Комиссии Управления ФАС России по РК от 10 мая 2016 года по делу № 04-36/11-2015 в действиях ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» и <данные изъяты>» по заключению государственного контракта на выполнение строительных работ по реконструкции лабораторно-музейного корпуса учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов установлено нарушение ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ.
Законность данного решения Управления ФАС по РК являлась предметом проверки арбитражных судов. Решением Арбитражного суда РК от 31 октября 2016 года по делу № А26-6631/2016, по заявлению ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» к Управлению ФАС России по РК, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года, постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2017 года, решение Управления ФАС России по РК от 21 мая 2013 года по делу № 04-36/11-2015 признано законным и обоснованным.
23 марта 2017 года старшим государственным инспектором отдела контроля органов власти и закупок Управления ФАС России по РК Зиновьевой А.С. в отношении директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Тархова С.В. составлен протокол № 04-38/02-2017/1008 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
07 апреля 2017 года постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления ФАС России по РК директор ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Тархов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица Тархова С.В. в совершении вменяемого административного правонарушения, подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- протоколом № 04-38/02-2017/1008 об административном правонарушении от 23 марта 2017 года, согласно которому 27 октября 2014 года Тархов С.В., являясь директором ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский», нарушив требования ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ, заключил с <данные изъяты>» государственный контракт № 11 на выполнение строительных работ по реконструкции лабораторно-музейного корпуса учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов, что является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством РФ;
- извещением о проведении закупки у единственного поставщика, размещенном на официальном сайте от 27 октября 2014 года;
- государственным контрактом № 11 строительного подряда на реконструкцию лабораторно-музейного корпуса ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» от 27 октября 2014 года;
- приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 19 октября 1993 г. № 285-к о назначении Тархова С.В. на должность директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский»;
- Уставом ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский», утвержденным Минприроды России 21 сентября 2015 года, из п/п. 5 п. 32 которого следует, что директор учреждения заключает в сфере деятельности учреждения гражданско-правовые договоры;
- решением Управления ФАС России по РК по делу № 04-36/11-2015 от 10 мая 2016 года, которым в действиях ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» и <данные изъяты>» по заключению государственного контракта № 11 строительного подряда на реконструкцию лабораторно-музейного корпуса учреждения от 27 октября 2014 года без проведения торгов выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ;
- решением Арбитражного суда РК от 31 октября 2016 года по делу № А26-6631/2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года, которыми ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления ФАС России по РК по делу № 04-36/11-2015 от 10 мая 2016 года.
Указанные доказательства получили надлежащую правовую оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями, установленными ст. 26.11 КоАП РФ.
Правильность составления вышеперечисленных документов, их достоверность у суда сомнений не вызывает. Доказательства получены с соблюдением закона, согласуются между собой и являются достаточными для вывода о виновности директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Тархова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Доводы о невиновности должностного лица Тархова С.В. в совершении вменяемого правонарушения, являются несостоятельными, поскольку совокупностью вышеизложенных доказательств установлено заключение должностным лицом Тарховым С.В. государственного контракта № 11 от 27 октября 2014 года без проведения конкурсных процедур, что свидетельствует о нарушении должностным лицом Тарховым С.В. антимонопольного законодательства, предусмотренного абз. 1 ст. 16 Федерального закона. № 135-ФЗ, заключению государственного контракта с единственным поставщиком при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и к ограничению конкуренции, поскольку создало преимущественные условия для ООО «Теком Проф» по сравнению с другими претендентами, осуществляющими строительную деятельности.
Доводы жалобы о том, что должностное лицо Тархов С.В. не является надлежащим субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, нахожу несостоятельными, поскольку из анализа положений Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» и письма учреждения от 29 июня 2015 г. № 205 следует, что лабораторно-музейный корпус учреждения на основании приказа Минприроды России от 26 марта 2015 г. № 104 был включен в федеральную адресную инвестиционную программу целевого финансирования, проектирования и реконструкции, запланированного на период 2013-2014 годы. При заключении государственного контракта не для собственных нужд, а для выполнения полномочий органа государственной власти, учреждение выступало в качестве государственного заказчика, то есть иной организацией, осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти, то есть субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Заслуживает внимание позиция Управления ФАС России по РК об отсутствии повторности привлечения директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Тархова С.В. к административной ответственности за одно и то же деяние.
В соответствии с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-16/57-2015 от 23 июня 2015 года Тархов С.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ за нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть за нарушение установленных законодательством требований, предъявляемых к принятию должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Оспариваемым постановлением должностного лица Управления ФАС России по РК от 07 апреля 2017 г. № 04-38/02-2017 Тархов С.В. привлекается к административной ответственности за совершение запрещенных действующим законодательством действий, свидетельствующих о наличии у виновного лица намерений по ограничению конкуренции.
Таким образом, речь идет о разных объектах правонарушения, в связи с чем данный довод Тархова С.В. является несостоятельным.
Иные доводы жалобы Тархова С.В. в целом по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица Управления ФАС России по РК, к переоценке доказательств, изложенных в постановлении, и не содержат фактов, которые не были бы проверены должностным лицом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы должностного лица, в связи с чем признаются несостоятельными.
Оснований для отнесения данного административного правонарушения к категории малозначительных в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Исследовав материалы административного дела, оценивая всю совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что нарушений процессуального законодательства на стадиях возбуждения и рассмотрения дела, а также при вынесении постановления должностным лицом Управления ФАС России по РК не допущено.
Административное наказание Тархову С.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3,5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ), с учетом тяжести совершенного правонарушения, характера содеянного, обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности, является справедливым и соразмерным содеянному, в связи с чем оснований для снижения наказания не нахожу.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь безусловную отмену или изменение постановления должностного лица, не усматриваю. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Таким образом, вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Петрова Михаила Сергеевича от 07 апреля 2017 года по делу № 04-38/02-2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный заповедник «Костомукшский» Тархова Сергея Вадимовича оставить без изменения, жалобу Тархова С.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев